Полезная информация для родителей
Сущность понятия девиантное поведение и его типы. Буклет "Деструктивное поведение несовершеннолетних"
В педагогике поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное или нормальное и аномальное.
Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:
o вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
o не соответствует социальным нормам;
o приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
o выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
o связана с отрицательной направленностью личности;
o развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
o имеет свои собственные индивидуальные черты.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется несовершеннолетними, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения.
Причины деструктивного поведения
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребенок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.
Ученые пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
o наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
o ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
o либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Виды деструктивного поведения
Выделают две большие группы деструктивного поведения:
1. Делинквентное поведение
(выход за правовые рамки, нарушение закона).
Его проявления:
o оскорбления и побои;
o поджоги и мелкие кражи;
o садистские действия;
o вымогательство;
o распространение наркотиков.
2. Девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Его проявления:
o агрессия и демонстрация;
o уклонение от учебы и бродяжничество;
o пьянство и алкоголизм;
o ранняя наркотизация;
o антиобщественные действия сексуального характера;
o попытки суицида.
Профилактика деструктивного поведения
Специалисты, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:
1. СЛУШАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА.
2. СОЗДАЙТЕ БАЛАНС НА УРОВНЕ ХОЧУ-МОГУ-НАДО.
3. АКТИВИРУЙТЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДРОСТКА.
4. РЕШАЙТЕ ЗАДАЧИ ВЗРОСЛЕНИЯ.
5. ПРОЯВЛЯЙТЕ МЕНЬШЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ.
6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Файл: Загрузить