Полезная информация для родителей

Полезная информация для родителей

Сущность понятия девиантное поведение и его типы. Буклет "Деструктивное поведение несовершеннолетних"

В педагогике поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное или нормальное и аномальное.

Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

o   вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;

o   не соответствует социальным нормам;

o   приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;

o   выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;

o   связана с отрицательной направленностью личности;

o   развивается в результате отсутствия социальной адаптации;

o   имеет свои собственные индивидуальные черты.

 

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется несовершеннолетними, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. 

Причины деструктивного поведения

 

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребенок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Ученые пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

o    наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);

o    ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);

o    либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

 

Виды деструктивного поведения

 

Выделают две большие группы деструктивного поведения:

1.      Делинквентное поведение

(выход за правовые рамки, нарушение закона).

Его проявления:

o    оскорбления и побои;

o    поджоги и мелкие кражи;

o    садистские действия;

o    вымогательство;

o    распространение наркотиков.

2. Девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Его проявления:

o    агрессия и демонстрация;

o    уклонение от учебы и бродяжничество;

o    пьянство и алкоголизм;

o    ранняя наркотизация;

o    антиобщественные действия сексуального характера;

o    попытки суицида.

 

Профилактика деструктивного поведения

Специалисты, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

1. СЛУШАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА.

2. СОЗДАЙТЕ БАЛАНС НА УРОВНЕ ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

3. АКТИВИРУЙТЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДРОСТКА.

4. РЕШАЙТЕ ЗАДАЧИ ВЗРОСЛЕНИЯ.

5. ПРОЯВЛЯЙТЕ МЕНЬШЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ.

6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД


Файл:  Загрузить

Возврат к списку