Визитная карта

Визитная карта


Документы:

«Клуб заботливых родителей» – программа родительского клуба по работе с семьями группы риска


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методической комиссии бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

                                                                                     протокол № 4

от «25» декабря 2019 г.

Председатель методической комиссии ________ Н.Ф. Иванова

от «    » _______   ____ 2019   г.

 

 

 

 

 

Клуб заботливых родителей

программа родительского клуба по работе

с семьями группы риска

 

 

 

Автор:

Комлянская Ирина Сергеевна, специалист по работе с семьей отделения психологической помощи гражданам

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Федоровский, Сургутский район

2019г.

Паспорт программы

Полное название программы (проекта)

программа «Клуб заботливых родителей»

Автор программы (проекта)

Комлянская Ирина Сергеевна, специалист по работе с семьей

Руководитель программы (проекта)

Насибуллина Глюся Харисовна, заведующий отделения психологической помощи гражданам

Должностное лицо, утвердившее программу (проект)

дата утверждения

председатель Иванова Наталья Федоровна, решением методической комиссии БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» протокол № 4 от «25» декабря 2019 г.

Цели и задачи

Цель: создание условий для повышения психолого-педагогической культуры родителей и детей из семей группы риска.

Задачи:

1. Повышать уровень коммуникативной компетентности родителей через проведение тренингов, сюжетных игр, дней профилактики.

2. Организовать цикл лекций, тренингов и мероприятий для формирования здорового образа жизни у родителей и детей из семей группы риска.

3. Организовать практическую деятельность родителей из семей группы риска посредством взаимодействия с социальными учреждениями

Целевая группа

Семьи группы риска

Сроки реализации, этапы

бессрочно

Сущность программы (проекта)

повышения психолого-педагогической культуры семьи группы риска. Проект клуба способствует изменению ценностных ориентаций и родительских установок, положительно влияет на отношение к здоровому образу жизни, на изменение жизненной позиции, отношения и методы воспитания в семье группы риска, что определяет актуальность проекта

Показатели результативности

 - повышение уровня психолого-педагогической культуры семьи группы риска;

- развитие родительской компетентности в вопросах воспитания;

- формирование у родителей и детей навыков рефлексии;

- обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- вырабатывание у родителей и детей необходимых навыков эффективного сотрудничества

Объемы и источники финансирования

За счет бюджетных средств и спонсорской помощи

Название организации,

юридический адрес

Филиал в поселке Федоровском БУ ХМАО-Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

628450, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский район, г.п. Барсово, ул. Сосновый Бор, 34

Ф.И.О. руководителя организации

Черкашина Елена Леонидовна, директор

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы, причины неблагополучия довольно многообразны.

Под семьей группы риска понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

С учетом доминирующих факторов эти семьи условно делят на две большие группы:

первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные);

вторую группу представляют внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на формирование личности детей и подростков. Эти семьи относят к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Учитывая данные обстоятельства, коллектив отделения пришел к выводу о необходимости разработки новых форм работы, направленных на создание локальных условий для повышения психолого-педагогической культуры родителей из семей группы риска поселения и проживающих на близлежащей территории.

Особенностью данного проекта является то, что он реализован в интерактивной форме в условиях социально-педагогического клуба, направленного на повышение психолого-педагогической культуры семьи, а специфика социально-педагогической деятельности в клубе, выражается в том, что это специально организованный педагогический процесс, в котором совместные усилия педагога, родителей, специалистов разных сфер в условиях социума, направлены на процесс повышения психолого-педагогической культуры семьи группы риска. Психолого-педагогическая культура семьи определена нами как такое личностное образование, которое выражается в целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие детей, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, творческом владении психолого-педагогическими технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с детьми.

Проект родительского клуба «Клуб заботливых родителей» ориентирован на применение широкого комплекса воспитательных мер, основанных на стремлении к конструктивному взаимодействию, ценностных ориентациях, родительских установках, чувствах, отношениях, позициях и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания.

Так же хочется отметить и то, что в процессе работы клуба в нем участвовали не только родители и их дети из семей группы риска, состоящие на патронажном учете в отделении, но и другие семьи, проживающие на близлежащей территории, а так же семьи с детьми-инвалидами.

Результативность проекта заключается и в повышении уровня психолого-педагогической культуры неблагополучной семьи, что приобретает особое значение.

2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА - родители и их дети из семей группы риска, состоящие на патронажном учете в отделении.

3. ЦЕЛЬ: создание условий для повышения психолого-педагогической культуры родителей и детей из семей группы риска.

4. ЗАДАЧИ:

1. Повышать уровень коммуникативной компетентности родителей через проведение тренингов, сюжетных игр, дней профилактики.

2. Организовать цикл лекций, тренингов и мероприятий для формирования здорового образа жизни у родителей и детей из семей группы риска.

3. Содействовать в организации взаимодействия родителей из семей группы риска с социальными учреждениями.

5. ФОРМЫ РАБОТЫ

-       Анкетирование.

-       Индивидуальное и групповое тестирование.

-       Индивидуальная и групповая диагностика.

-       Беседа.

-       Тренинг.

6. МЕТОДЫ РАБОТЫ

-        Диагностика (социально-педагогическая и социально-психологическая).

-        Метод формирования социального опыта.

-        Исследовательский метод.

-        Конструкторский метод.

-        Творческий метод.

-        Игровой метод.

-        Административный метод.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1,5 месяца)

-       информирование населения о реализации проекта

-       поиск заинтересованных участников, соисполнителей проекта;

-       методическое наполнение проекта;

-       материально-техническое обеспечение для реализации проекта.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (10-12 месяцев)

-       установление контакта с группой участников проекта (первичная диагностика участников программы);

-       реализация тематических мероприятий;

-       проведение консультативных и информационных работ с семьями;

-       промежуточная диагностика детей и взрослых членов семьи.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1 месяц)

-       оценка эффективности проекта;

-       обобщение опыта работы.

 

2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Осознанное родительство» - формирование ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания.

«Ответственное родительство» - формирование навыков здорового образа жизни, развитие стремления к физическому совершенству, развитие навыков снятия стрессов, воспитание стремления к психическому и нравственному здоровью.

«Компетентное родительство» - информирование взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним.

3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Название мероприятий

Сроки

Ответственный

1.      

Знакомство родителей и педагогов друг с другом и с правилами работы в Клуб заботливых родителей.

Вечер вопросов и ответов на тему: «Правовые аспекты, связанные с

ответственностью родителей за

воспитание детей. Административная и

уголовная ответственность

несовершеннолетних и их родителей»

Январь

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.    

 

Присутствуют:

Специалист по работе с семьей Хайдукова В.С.

 

Психолог Орлова М.Н.

2.      

Психологическое занятие на тему: «Ориентация несовершеннолетних и их родителей на социально-значимые ценности»

Февраль

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствует:

Психолог

Орлова М.Н.

3.      

Досуговое мероприятие в рамках кружка по декоративно-прикладному искусству «Творческая мастерская»

Март

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствует:

Инструктор по трудовой терапии

Мамедова Ш.Н.

4.      

Просмотр видеоролика и психологический тренинг по теме: «Организация профилактической работы по защите детей от жестокого обращения»

Апрель

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствует:

Психолог Орлова М.Н.

5.      

Семейная гостиная на тему: «Важность участия семьи в социально-культурной жизни района»

Май

 

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствует:

Специалист по работе с семьей Гиляжиева А.М.

6.      

Участие членов клуба в спортивно- развлекательных мероприятиях в летние месяцы:

- мероприятия, посвященные ко Дню защиты детей

- мероприятие, посвященное ко Дню Любви и верности

-спортивно-развлекательное мероприятие «В дружной семье спортивный дух»

 

 

 

Июнь

 

Июль

 

Август

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствуют:

Инструктор по трудовой терапии

Мамедова Ш.Н.

Специалист по работе с семьей Хайдукова В.С.

7.      

Родительский лекторий: «Содружество школы и семьи»

(обсуждение с родителями пути организации содружества и сотрудничества семьи и школы)

Сентябрь

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствует:

Специалист по работе с семьей Хайдукова В.С.

Социальные педагоги школ

Никитина А.Н.,

Болтунова С.С.

8.      

Конкурсно -развлекательная программа: «В здоровом теле здоровый дух»

Беседа: «Роль родителей в формировании здоровой учебной мотивации школьников»

Октябрь

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

 

9.      

Тренинг для родителей по теме: «Большая семья – большая радость» (налаживание и укрепление детско-родительских отношений)

Ноябрь

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

Присутствует:

Психолог

Орлова М.Н.

10.          

Встреча за круглым столом по теме: «Новый год – семейный праздник!» (формирование устойчивых семейных традиций и ценностей)

Декабрь

Специалист по работе с семьей Комлянская И.С.

 

4. РЕСУРСЫ

4.1.КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Должность специалиста

Количество единиц

Функции

 

Заведующий отделением психологической помощи гражданам

 

1

Общее руководство реализацией программой, осуществляет общую координацию работ по реализации мероприятий программы. Взаимодействует с социальными партнерами, со средствами массовой информации. Осуществляет контроль над своевременным исполнением мероприятий программы, готовит отчет о его реализации

Специалист по работе с семьей   

 

1

Исполнение мероприятий программы. Сбор информации о целевой группе, обеспечение сопровождения семей с детьми, участие в разработке информационных материалов.

Оказание социально-правовой поддержки целевой группе

 

Психолог

 

1

Исполнение мероприятий программы. Осуществление психологической поддержки участников проекта, участие в разработке информационных материалов

Инструктор по трудовой терапии

1

Исполнение мероприятий программы

 

4.2.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

В филиале для проведения заседаний и мероприятий сотрудникам предоставлены: кабинет для проведения заседаний, организована предметно - развивающая среда для проведения психолого-педагогических занятий с набором необходимого наглядного, раздаточного материалов.

4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

В отделении имеется информационный стенд с планом работы по проекту, также информация представлена на официальной страничке филиале в социальных сетях группа «Мир апрелят».

4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

-       Наличие проекта клуба;

-       План основных мероприятий.

-       Методическая литература, разработки мероприятий.

-       Информационно-просветительские материалы для родителей.

-       Методические материалы, буклетная продукция, раздаточный материал.

5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

1

Заведующий отделением

Координирует все виды работ выполняемых в рамках программы, контролирует выполнение плана программы в соответствии с рабочей документацией

2

Специалисты по реализации мероприятий

Реализация мероприятий программы с целевой группой, предоставление аналитической информации в соответствии с проводимыми мероприятиями


 

 

6. РЕЗУЛЬТАТЫ

6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Итогами реализации проекта родительского клуба «Школа ответственного родительства» можно считать:

-       повышение уровня психолого-педагогической культуры семьи группы риска;

-       повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

-       развитие у родителей и детей навыков рефлексии;

-       обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

-       развитие у родителей и детей необходимых навыков сотрудничества.

6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой. На первый вопрос «На основании каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?» - 16% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 9% читают педагогическую литературу, 75% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других. Результаты по первому вопросу наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение групп родителей по источнику педагогических знаний

Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 39% семей, не поддерживают другие члены семьи – 15%, испытывают недостаток педагогических знаний 11% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 30%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Для воспитания ребенка 3 обследуемых используют метод поощрения, 4 семьи – наказания, требования используют 4 человек, а запрещение – 7 семей, и только 2 семьи используют в воспитании детей метод приучения.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, ничего - 35% семей, ласки - 15% семей.

Рисунок 2 – Распределение родителей по предпочитаемому методу воспитания

Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.

Также с проведением повторной диагностики с целью выявления результативности проделанной работы. На этом этапе мы использовали те же методики, что и на первом этапе.

Наблюдение за общением родителей и детей изменилось, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизировалась потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы.

Таким образом, данные повторной диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности нашей работы.




6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Способ измерения

Количественные

Качественные

1.

Повышать уровень коммуникативной компетентности родителей через проведение тренингов, сюжетных игр, дней профилактики

 

повышение уровня психолого-педагогической культуры семьи группы риска;

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания

 

- Количество семей, принявших участие в проекте

 

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей; улучшение микроклимата в семье

Отчет о количестве проведенных мероприятий в рамках проекта и количестве семей, принявших участие

2.

Организовать цикл лекций, тренингов и мероприятий для формирования здорового образа жизни у родителей и детей из семей группы риска

 

обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.)

- Количество семей, прошедших обучение в рамках проекта.

- Количество проведенных мероприятий.

- Количество семей, принявших участие в социально-значимых и культурно-спортивных мероприятиях в рамках реализации проекта

- Обеспечение доступности и своевременности получения социальных услуг

 

- Анализ работы специалистов в процессе реализации проекта

- Отчет о предоставленных услугах

 

3.

Организовать практическую деятельность родителей из семей группы риска посредством взаимодействия с социальными учреждениями

 

развитие у родителей и детей необходимых навыков сотрудничества

 

Количество государственных и общественных организаций, а также семей, участвующих в реализации проекта

Создание условий для интеграции семей в общество

- Отчет о совместной деятельности с государственными и общественными организациями, а также между семьями – участниками проекта.

- Отчет и освещение в СМИ данных мероприятий

 

 



7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Юзефавичус, Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью / Т.А. Юзефавичус. - М.: Academia, 2016

2.     Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2017

3.     Платонова, Н. М. Введение в теорию социальной работы / Н.М. Платонова. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016

4.     Сафронова, В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / В.М. Сафронова. - М.: Академия, 2016

5.     Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе / Е.Г. Сорокина. - М.: Академия, 2016

6.     Тетерский, С. В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - М.: Академический проект, 2015

7.     Фирсов, М. В. Введение в профессию "Социальная работа" / М.В. Фирсов, Е.Г.

8.     Студенова, И.В. Наместникова. - М.: КноРус, 2014

9.     Фирсов, М. В. История социальной работы / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2016.

10.              Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. - М.: Владос, 2017

11.              Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. - М.: Дашков и Ко, 2013

12.              Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2013

13.              Шарин, В. И. История социальной работы / В.И. Шарин. - М.: Дашков и Ко, 2017

14.              Шмелева, Н. Б. Введение в профессию "Социальная работа" / Н.Б. Шмелева. - М.: Дашков и Ко, 2016.

III. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Анкета «Педагогическая культура родителей»

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты – выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните гот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Кто из родителей заполняет анкету?

Возраст ребенка, о котором Вы расскажете?

Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;

посещаете лекции для родителей;

читаете педагогическую литературу;

из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;

воспитываете без знаний;

советуетесь с воспитателем?

Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет;); если нет, то почему:

знания слишком общие;

не касаются конкретно моего ребенка;

даются в сложной форме;

другое?

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

непослушание ребенка;

не поддерживают другие члены семьи;

испытываете недостаток педагогических знаний;

ребенок растет нервным;

ребенок неусидчив, невнимателен;

трудностей нет;

другое?

Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

Какие черты огорчают?

Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:

порицание;

наказание;

поощрение;

запрещение;

другое?

Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:

ввести консультационные пункты для родителей;

освободить женщину от работы;

увеличить тираж педагогических журналов;

проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.

другое?   Спасибо!

Приложение 2.

«Опросник родительского отношения» А.Я.Варга

Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

"Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1.                  Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.                  Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.                  Я уважаю своего ребенка.

4.                  Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.                  Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.                  Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.                  Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.                  Мой ребенок часто неприятен мне.

9.                  Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.              Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.              Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.              Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.              Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.              Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.              Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.              Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.              Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18.              Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.              Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.              Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.              Я принимаю участие в своем ребенке.

22.              К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.              Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.              Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.              Я жалею своего ребенка.

26.              Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.              Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.              Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.              Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.              Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.              Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.              Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.              При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.              Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.              В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.              Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.              Я всегда считаюсь с ребенком.

38.              Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.              Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40.              Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.              Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.              Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.              Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.              Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.              Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.              Мой ребенок часто раздражает меня.

47.              Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48.              Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.              Я не доверяю своему ребенку.

50.              За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.              Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.              В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.              Я разделяю интересы своего ребенка.

54.              Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.              Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.              Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.              Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.              Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.              Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.              Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.              Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- социальная желательность,

- симбиоз,

- гиперсоциализация,

- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

 

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»