Визитная карта

Визитная карта


Документы:

Проект социального сопровождения беременных женщин несовершеннолетнего возраста, юных и молодых матерей и их семей «Дочки-матери»


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методической комиссии

бюджетного учреждения ХМАО – Югры

«Сургутский районный центр

социальной помощи семье и детям»

протокол № 4

от «25» декабря 20 19 г.

Председатель методической комиссии

______________ Н.Ф. Иванова

 

 

 

 

 

                                              

«ДОЧКИ-МАТЕРИ»

 

проект социального сопровождения

беременных женщин несовершеннолетнего возраста,

юных и молодых матерей, и их семей

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Автор проекта:

Асланова Саида Юсифовна,

специалист по работе с семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Федоровский, Сургутский район

2019 г.

 

Паспорт проекта «ДОЧКИ-МАТЕРИ»

 

Полное название проекта

Проект социального сопровождения беременных несовершеннолетнего возраста, юных и молодых матерей, и их семей

Автор проекта

Асланова Саида Юсифовна, специалист по работе с семьей

Руководитель проекта

Насибуллина Глюся Харисовна

Должностное лицо, утвердившее проект, дата утверждения

Методическая комиссия №4 от 25.12.2019
№ 4/2019, актуализация

Цель проекта

обеспечение комплексной поддержки несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Задачи проекта

1.       Создать условия для оптимального выхода из кризисной жизненной ситуации.

2.       Формировать навыки социальной активности и конструктивности поведения.

3.       Способствовать личностному и социальному развитию.

4.       Проводить комплексные мероприятия по профилактике асоциального поведения.

5.       Организовать социальное партнерство между государственными и общественными организациями, а также семьями – участниками проекта

Целевая группа

несовершеннолетние беременные девушки-подростки, юные матери и их семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Срок реализации

бессрочно

Сущность проекта

комплексное сопровождение несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, с учетом возрастных особенностей личности, а так же работа с их семейным окружением

Показатели результативности

реализация действенной системы мер, направленных на выявление и помощь такой категории граждан

Объемы и источники финансирования

финансирование программы за счет средств Учреждения и спонсорских средств

Название организации, юридический адрес

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» филиал в поселке Федоровском

индекс 628450 Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский район, г.п. Барсово, ул. Сосновый Бор, 34, тел. 8 (3462) 740 – 555


 

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Среди подростков в России раннее начало сексуальной жизни происходит в достаточно специфических условиях. В числе таковых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, особенно за пределами крупных городов, недостаток соответствующих знаний у взрослых, общающихся с подростками в силу профессиональных обязанностей, распространение пьянства и наркомании, рост насилия. В результате, в частности, возникают незапланированные беременности среди несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в доме малютки; отказ от ребенка.

Семьи, где один или оба родителя несовершеннолетние, почти всегда находится в зоне риска. Это связано, прежде всего, с материальными проблемами, с отсутствием образования, профессии, собственного жилья, зависимостью от своих родителей, недостатками навыков воспитания. Помимо осложнений медицинского характера, несовершеннолетние матери испытывают глубокие эмоциональные переживания. Беременность, как правило, в этом возрасте не запланирована и нежеланна, и как следствие возникает негативное отношение юной матери к будущему ребенку.

Однозначно отрицательное отношение к юному материнству неконструктивно. Во-первых, всегда существовали и будут существовать женщины, рожающие детей в юном возрасте в силу культурных, религиозных или иных установок или вопреки им. Во-вторых, при сформированном позитивном общественном мнении и действующей системе социальной поддержки юных матерей данное социальное явление может стать эффективным для развития личности юной женщины и ее ребенка.

В филиале в г.п. Федоровский имеется опыт работы с данной категорией. Так в 2009 году была разработана технология «Первоцвет», направленная на работу с несовершеннолетними мамами и подростками-девушками. Целью данной технологии было формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни.

Проанализировав результаты технологии, в продолжение деятельности в 2011 году был разработан проект «Моя мама – ребенок», направленный на профилактику раннего материнства и социального сиротства, формирование осознанного родительства.

В рамках этого проекта проведены более 60 заседаний (11 человек из числа несовершеннолетних мам), на социальном сопровождении находились – от 3 до 12 семей. В профилактических мероприятиях приняли участие более   100 девушек-подростков образовательных учреждений на территориях филиала г.п. Федоровский.

Выявлено, что юные матери испытывают на себе нездоровое моральное давление общественности, так как их беременность расценивается обществом как асоциальное поведение. По этой причине не только сама несовершеннолетняя девушка старается скрывать от окружающих свою беременность, но и ее ближайшие родственники. Часто именно из-за боязни осуждения юная мать и ее родители не обращаются за помощью специалистов. Кроме того, подростковая беременность всегда является неожиданностью, как для самой девушки, так и для ее близких. Семья находится в растерянности и не видит путей выхода из сложившейся ситуации.

Проект «Дочки-матери» предполагает комплексную систему мер, направленных на выявление и помощь этой весьма уязвимой категории семей.

 

Принципы работы:

-       учет возрастных и личностных особенностей девушки-подростка, юных и молодых матерей, и их окружения;

-       работа с семейным окружением (использование ресурсов родительских семей девушки и молодого человека, а также родственные связи семей);

-       командная работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи

-       комплексный подход (задействуются специалисты учреждения разного профиля).

Новизна проекта: комплексное сопровождение семьи с учетом возрастных особенностей личности граждан, работа с их семейным окружением. Эффективность социальной работы в этом случае зависит не только от уровня организационной культуры исполнителей и оптимальности принимаемых решений, но и наличия единой системы взаимодействия всех структур власти – органов, организаций, учреждений, различных общественных объединений. Следовательно, вся работа специалистов, направленная на предупреждение семейного неблагополучия, раннее выявление семей «группы риска» проводится в тесном контакте со специалистами различных подразделений. К числу партнеров нового проекта так же относятся учреждения образования и здравоохранения, национальные диаспоры и благотворительные организации на территории городского поселения Федоровский.

2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА - несовершеннолетние беременные девушки-подростки, юные матери и их семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

3. ЦЕЛЬ - это обеспечение комплексной поддержки несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

4. ЗАДАЧИ:

1.     Создать условия для оптимального выхода из кризисной жизненной ситуации.

2.     Формировать навыки социальной активности и конструктивности поведения.

3.     Способствовать личностному и социальному развитию.

4.     Проводить комплексные мероприятия по профилактике асоциального поведения.

5.     Организовать социальное партнерство между государственными и общественными организациями, а также семьями – участниками проекта.

5. ФОРМЫ РАБОТЫ

-       анкетирование;

-       патронаж;

-       индивидуальные консультации специалистами;

-       выпуск информационных буклетов;

-       содействие в получении материальной помощи;

-       организация и проведение индивидуальных и групповых занятий для родителей.

6. МЕТОДЫ РАБОТЫ

-       беседы,

-       занятия с элементами тренинга,

-       индивидуальные консультации,

-       тренинги,

-       распространение информационных материалов.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

-       информирование населения о реализации проекта;

-       поиск заинтересованных участников, соисполнителей проекта;

-       методическое наполнение проекта;

-       материально-техническое обеспечение для реализации проекта.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

-       установление контакта с группой участников проекта (первичная диагностика участников);

-       реализация тематических мероприятий;

-       проведение консультативных и информационных работ с семьями;

-       промежуточная диагностика;

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

-       оценка эффективности проекта;

-       обобщение опыта работы.

2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Реализация проекта ведется по следующим направлениям:

Социально – правовое

оформление необходимых документов; представительство в суде; правовое консультирование

Социально – педагогическое

индивидуальные и групповые занятия с целью повышения родительской компетенции, восстановление статуса по месту учебы, работы

Социально – психологическое

оказание психологической помощи в период беременности и после родов; восстановление детско-родительских отношений и т.д.

Социально– медицинское

обучающие занятия для будущих мам, даются первичные сведения о развитии младенца, проводится наблюдение за будущими мамами на протяжении всей беременности

Социально– профилактическое

проведение просветительско-профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями

Социально – экономическое

оказание материальной помощи в виде предметов гигиены, продуктовых наборов, одежды для малыша и мамы и т.д.




3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

№№

п/п

Наименование

мероприятия

Сроки

проведения

Ожидаемые результаты

Исполнители соисполнители

1

2

3

4

5

СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1

Выявление граждан и семей, имеющих в составе несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении

В течение периода реализации проекта

Наличие статистических данных о количестве семей

Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2

Социальное обследование семьи, составление соответствующих актов, заключение договора о социальном сопровождении семьи, формирование личного дела семьи

В течение периода реализации проекта

Наличие конкретной информации о проблемах семей, детей

Специалист по социальной работе

3

Организация и проведение социально – психолого – педагогических консилиумов (Оформление реабилитационных карт семьи, разработка индивидуальных планов реабилитации семей с детьми, отслеживание динамики реабилитационных мероприятий)

Ежемесячно

Выработка индивидуальныхпланов реабилитационных мероприятий с семьей и детьми, наличие результата о проведенной работе, оценка эффективности

Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики

(по необходимости)

4

Социальное сопровождение семьей по запросу

В течение реабилитационного периода

Контроль за ситуацией в семьях, выявление возникающих проблем, оказание помощи в их разрешении

Специалисты отделения

5

Межведомственные рейды в семьи

В течение реабилитационного периода

Проведение профилактических мероприятий с семьей и детьми

Специалисты психолого-педагогического отделения, специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

6

Информирование родителей, детей, граждан по социально-правовым вопросам:

соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка)

выполнениеродительских обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних детей (Семейный Кодекс РФ)

- правовая ответственность родителей за неисполнение, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних (Семейный кодекс РФ)

В течение реабилитационного периода

Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Специалисты психолого-педагогического отделения

7

Консультирование родителей, детей, отдельных граждан по социально – правовым вопросам (жилищное, трудовое, семейное, гражданское право, право на получение социально – правовых и экономических услуг)

В течение реабилитационного периода

Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав семьи, ее прав и законных интересов

Специалист по социальной работе

8

Содействие взрослым членам семьи в трудоустройстве, в получении профессии, в решении жилищных вопросов

В течение реабилитационного периода

Восстановление, повышение социального статуса семьи, тенденция к уменьшению числа асоциальных семей

Специалист по социальной работе

9

Содействие в получении членами семей мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ, ХМАО – Югры

В течение периода реализации программы

Улучшение материального положения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Специалист по социальной работе

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

10

Социально – психологический патронаж семей

 

В течение реабилитационногопериода

Проведение социально

– психологических реабилитационных мероприятий с семьей и детьми на дому

Специалист по социальной работе, психолог

11

Психологическая диагностика личности несовершеннолетних, родителей; внутрисемейных отношений

В течение реабилитационного периода

Определение социально–

психологических проблем

внутрисемейных отношений, отдельных членов семьи

Психолог

12

Индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетних, родителей, семьи в целом по проблемам психологического характера

В течение реабилитационного периода

Повышение социально – психологической компетенции родителей и детей. Расширение возможностей родителей понимания своего ребенка,

выработка новых навыков взаимодействия с ребенком

Психолог

13

Экстренная психологическая помощь семье, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

В течение реабилитационного периода

Стабилизация эмоционального состояния семьи, ее отдельных членов

Психолог

14

Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия

В течение реабилитационного периода

Коррекция психоэмоциональной сферынесовершеннолетних, коррекцияповедения

Психолог

15

Индивидуальная и групповая релаксация родителей, детей, отдельных граждан

В течение реабилитационного периода

Укрепление психоэмоционального здоровья отдельных членов семьи, стабилизация эмоционального состояния, мобилизация внутренних сил на активную жизненную позицию

Психолог

16

Помощь в преодолении кризисных ситуаций, коррекции нарушений детско-родительских отношений, разрешении личностных проблем в семье

В течение реабилитационного периода

Взаимодействие с семьей для минимизации последствий психотравмирующих ситуаций.

Просвещение родителей по вопросам семейного и психологического воспитания

Психолог

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

17

Индивидуальное социально – педагогическое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания, развития, обучения

В течение реабилитационного периода

Повышение компетенции родителей и детей в социально – педагогических вопросах воспитания, развития, обучения

Социальный педагог

18

Организация культурно-массовых мероприятий: концерты, экскурсии, просмотр кинофильмов, посещение выставок и музеев

В течение реабилитационного периода

Сформировать у несовершеннолетних новые, социально одобряемые стереотипы поведения.

Расширить кругозор, представление об окружающем мире

Специалисты отделения

 

СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

19

Формирование культуры отношения к своему здоровью. Привитие навыков ЗОЖ. Привитие интереса к физкультурно - оздоровительным занятиям как средству оздоровления

В течение реабилитационного периода

Способствовать осознанному и ответственному отношению ребенка к своему физическому и психическому здоровью, пропагандировать среди несовершеннолетних здоровый образ жизни

Специалисты отделений

20

Организация обучающих занятий для будущих мам

В течение реабилитационного периода

Повышение компетенции в медико-социальных вопросах

Акушер-гинеколог женской консультации ФГБ

 

СОЦИАЛЬНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

21

Проведение просветительско-профилактической работы

 

В течение реабилитационного периода

Обучение приемам и методам укрепления физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья

Специалисты отделений, акушер-гинеколог женской консультации ФГБ

22

Организация семинара - совещания совместно с социальными партнерами «Несовершеннолетние и молодые мамы: итоги и проблемы»

В течение периода реализации проекта

Оказание социальной помощи семьям, а также привлечение внимания к проблеме

Специалисты отделений, специалисты учреждений образования и учреждений здравоохранения, представители национально-культурных диаспор и благотворительных обществ

 

СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

23

Оказание материальной помощи в виде предметов гигиены, продуктовых наборов, одежды для малыша и мамы и т.д.

В течение реабилитационного периода

Улучшение материального положения семей

Специалисты отделений, специалисты учреждений образования и здравоохранения, представители национально-культурных диаспор и благотворительных обществ

 

 

 

 

 




4. РЕСУРСЫ

4.1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Должность специалиста

Количество единиц

Функции

 

Заведующий филиалом БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

1

Общее руководство реализацией проекта, осуществляет общую координацию работ по реализации мероприятий проекта. Взаимодействует с социальными партнерами, со средствами массовой информации. Осуществляет контроль над своевременным исполнением мероприятий проекта, готовит отчет о его реализации

 

Специалист по работе с семьей

 

1

Сбор информации о целевой группе, обеспечение сопровождения семей, участие в разработке информационных материалов. Оказание социально-правовой поддержки целевой группе

 

Психолог

 

1

Осуществлениепсихологической поддержки участников проекта, участие в разработке информационных материалов

Волонтёры

 

5

Оказывают безвозмездную помощь в организации мероприятий, являются соисполнителями проекта, способствуют формированию активной жизненной позиции участников проекта, положительного имиджа учреждения

 

4.2.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Финансирование Учреждения осуществляется на основе нормативов, определенных законодательством Российской Федерации. Учреждением осуществляется привлечение дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материально-технические ресурсы: офисная мебель, развивающее оборудование, спортивный инвентарь, мягкая мебель, сенсорная комната, компьютер, принтер, канцелярский принадлежности.

4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

При реализации проекта планируется привлечение средств массовой информации с целью освещения деятельности в данном направлении, привлечения спонсорских средств, распространения опыта и рекламы:

-       еженедельная газета Сургутского района «Вестник» - спонсорская поддержка;

-       газета г.п. Федоровский «Фёдоровская ярмарка»;

-       информационные буклеты и листовки.

4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

-       наличие проекта;

-       план основных мероприятий;

-       методическая литература, разработки мероприятий;

-       информационно-просветительские материалы;

-       методические материалы, буклетная продукция, раздаточный материал;

-       анкеты для участников проектов;

-        профильное образование специалистов, осуществляющих реализацию проекта.

5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Заведующий филиалом БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

Осуществляет общее руководство, координацию и контроль над реализацией проектных мероприятий, заключает соглашения о взаимодействии с социальными партнерами, утверждает годовой и ежемесячные планы работы, ежегодно проводит итоговое совещание, заслушивает отчет ответственных лиц о реализации проекта мероприятий

Заведующий отделением

Координирует все виды работ выполняемых в рамках проекта, контролирует выполнение плана проекта в соответствии с рабочей документацией,проводит совещание о промежуточных итогах деятельности, полученную информацию доводит до сведения руководителя проекта. Организует обсуждение реализации программных мероприятий на совещаниях сотрудников, реализующих проект

Специалисты по реализации проектных мероприятий

Реализация проектных мероприятий с целевой группой, предоставление аналитической информации в соответствии с проводимыми мероприятиями


 

6. РЕЗУЛЬТАТЫ

6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация проекта позволит создать эффективную систему социальной поддержки несовершеннолетних матерей и их семей, основанной на взаимодействии учреждений различных ведомств. Данный проект позволяет охватить не менее 90 % несовершеннолетних мам, официально зарегистрированных в учреждениях здравоохранения.

Главными показателями эффективности реализации проекта становится своевременное вмешательство в решение социальных проблем семьи, в которой проживает несовершеннолетняя беременная или молодая мама, что отразится на:

- снижении количества абортов среди несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

- улучшении взаимоотношений в семье;

- увеличении числа случаев вовлечения близкого окружения (в том числе: отца и бабушки с дедушкой ребенка) к реализации мероприятий по подготовке к рождению ребенка;

- рост количества среди беременных и молодых мам желающих сохранить семью;

- повышение числа обратившихся молодых матерей за помощью в Центр.

Показателями результативности психологической поддержки несовершеннолетних мам является:

- предупреждение материнской депривации;

- снижение эмоционально-ситуативной тревожности будущей мамы, и как следствие уменьшение риска послеродовой депрессии;

- уменьшение количества отказов от новорожденных детей.

6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация профилактических мероприятий среди подростков закрепила динамику снижения количества случаев незапланированной беременности и заболеваний передающихся половым путем, повысила уровень информированности подростков об эффективных методах контрацепции.

Долгосрочным результатом проекта является улучшение социальной ситуации в районе: уменьшение количества несовершеннолетних мам.

 

 




6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Способ измерения

Количественные

Качественные

1.

Создавать условия для оптимального выхода из кризисной жизненной ситуации

Решение вопросов семей, способствующих их комфортному проживанию

- Количество несовершеннолетних и их семей, принявших участие в проекте.

- Количество проведенных мероприятий

Обеспечение доступности и своевременности получения социальных услуг

Отчет о количестве проведенных мероприятий в рамках проекта и количестве несовершеннолетних и их семей, принявших участие

2.

Обеспечить оказание комплексной помощи несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей

 

Увеличение количества детей и семей, получивших комплексную социально-психологическую, социально-педагогическую, информационную помощь

Количество детей и их семей, обратившихся за социально-психологической, социально-педагогической, информационной помощью

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей; улучшение микроклимата в семье

 

- Анализ работы специалистов в процессе реализации проекта

- Отчет о предоставленных услугах;

- Опросник, анкетирование с целью выявления потребности в услугах

3.

Личностное и социальное развитие участников проекта, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения, профилактика асоциального поведения

Вовлечение несовершеннолетних и их семей в социально-культурную жизнь района, а также привлечение внимание к проблемам семей

Количество несовершеннолетних и их семей, принявших участие в социально-значимых и культурно-спортивных мероприятиях в рамках реализации проекта

Создание условий для интеграции несовершеннолетнихи их семей в общество

- Посещение несовершеннолетними и их семейсоциально-значимых и культурно-спортивных мероприятиях в рамках проекта.

- Отчет и освещение в СМИ данных мероприятий

4.

Формирование социального партнерства между государственными и общественными организациями, а также между семьями – участниками проекта

 

Оказание социальной помощи семьям.

Привлечение внимания к проблемам семей

Количество государственных и общественных организаций, а также семей, участвующих в реализации проекта

- Повышение уровня осведомленности о деятельности различных организаций, которые оказывают помощь в различных вопросах.

- Расширение сети социального партнерства семей.

- Распространение практики работы с семьями

- Отчет о совместной деятельности с государственными и общественными организациями, а также между семьями – участниками проекта

 

 



7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

2.      Антонова В.Н., Спиридонова Г.И. Социальная защита девочек. – Якутск, Изд - во: Сахаполиграфиздат, 2005. – С 80.

3.      Ивченкова Н.П., Ефимова А.В. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.

4.      Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е издание, дополненное / Казанская В. Г. – СПб : Питер, 2008. – 280.

5.      Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - С. 387-397.

6.      Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005;

7.      Медико-социальное сопровождение людей, живущих с ВИЧ, и членов их семей: Пособие для социальных работников. — Москва, 2006. — 114 с.

8.      Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб.пособие. - М.: Сфера, 2000. - С.439-484.

9.      Райс Филип, Долджин Ким Гейл Психология подросткового и юношеского возраста. 2010 г. Тема: Психология развития и возрастная психология. 12-е издание. Изд. Питер. 816 стр.

10. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. — М.: КНОРУС, 2012. — 528 с.

11. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е.И.Холостова, И.Ф.Дементьева – М.: Дашков и К, 2008. – 198 с.


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»