Визитная карта

Визитная карта


Документы:

Социально – педагогическая технология «Трудный возраст»

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методической комиссии бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

протокол № 4

от «25» декабря 20 19 г.

Председатель методической комиссии ________ Н.Ф. Иванова

от «__» _____ 20___ г.

 

 

 

«Трудный возраст»

социально-педагогическая технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Жукова Юлия Валерьевна,

специалист по работе с семьей отделения социального сопровождения граждан

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

г.п. Барсово, Сургутский район

2019 год

I. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность

Младший школьный возраст (7-10 лет) получил устойчивое название «правильный». Это блаженный для взрослых этап, когда дети еще хотят и уже могут слушаться. Важнейшая задача «правильного» возраста – усвоение норм, правил, ритуалов, общепринятых представлений. Время для критики и осмысления наступит потом, сейчас главное – накопить, научиться выполнять. Большинство младших школьников с удовольствием копируют образы поведения и выполняют предложенные им задания.

К 12-15 годам все меняется. У ребенка появляется всепобеждающее стремление к индивидуализации, отрицанию типического социального опыта. Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают взрослые. Непокорность - своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой – воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Но к полной личностной независимости и самостоятельности он еще не готов. Он часто знает, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые, но как жить по-другому не знает. Его душит сильный эмоциональный протест, и на фоне мощных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров. В этом возрасте человеку важно иметь возможность самостоятельно идти по жизненной дороге, но у этой дороги должны быть четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры.

Старший подростковый период – важнейший этап социального и нравственного становления человека. Его еще называют «трудным возрастом» или «переломным периодом».

Трудный возраст подростку нужно помочь пережить с наименьшими потерями для него самого и его близких людей. Поэтому деятельность специалистов по работе с семьей, психологов и педагогов в данном направлении весьма актуальна и направлена на преодоление трудностей, связанных с подростковым, «трудным» возрастом.

Основные принципы технологии «Трудный возраст»:

- принцип гуманизма в воспитании;

- принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий;

- принцип научности (знание закономерностей развития мышления);

- принцип законности;

- принцип активизации нравственно-волевых качеств подростков;

- принцип эффективности социального взаимодействия;

- принцип реальности.

- принцип дифференцированного подхода. Принцип знания возрастных и индивидуальных особенностей подростков является одним из основных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных.

 

2. Целевая группа: подростки в возрасте от 11 до 17 лет, родители.

 

3. Цель: развитие личностных качеств подростка, необходимых для его успешной социализации.

 

4. Задачи:

1. Обозначить проблемы, возникающие в подростковый период и найти пути их решения.

2. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в вопросах воспитания детей подросткового возраста.

3. Повысить уровень школьной мотивации.

4. Помочь подростку в выборе жизненной стратегии, профессии.

5. Показать важность и необходимость общения детей с родителями.

6. Сформировать критическое отношение к социальным опасностям (наркомания, алкоголизация, табакокурение и др.).

 

5. Формы работы:

- групповые и индивидуальные формы работы;

- патронаж;

- клубная деятельность;

- дистанционные формы работы (skype, телефонное консультирование, социальные сети);

- конкурсы, выставки.

 

6. Методы работы:

Организационные

Планирование деятельности, информирование, работа с документами, подготовка информационной продукции: рекомендации, буклеты, памятки

Практические

Семейное и индивидуальное консультирование, беседа, игровые методы, дискуссия, метод убеждения и объяснения, методы арттерапии и сказкотерапии

Исследовательские

Наблюдение, социально-педагогическая диагностика, тестирование, анкетирование

Аналитические

Анализ результатов деятельности, обобщение, публикации

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребенка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством измененного самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворен настоящим и при этом устремлен в будущее. Но так происходит не всегда.

Подросток хочет знакомиться, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать свое мнение. Как можно быстрей он стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей. В этот период у подростка отсутствуют какие-либо профессиональные и идеологические модели своего будущего, и он мало озабочен проблемой выбора.

В 12-15 лет у ребенка вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его тревожат и заботят замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика. На формирование самооценки в этот период времени влияют чувство принадлежности к определенной социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность – это всегда защищенность. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Приспособление и беспринципность заставляют подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Приспосабливаясь, подросток может делать даже то, что является вредным или противозаконным.

В подростковом возрасте ребенок пересматривает свою шкалу ценностей, принимает только те из них, которые помогают войти ему в новый этап жизни. В идеале со временем он социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Формирование личности подростка – длительный процесс, в деле ее становления должны участвовать и родители, и педагоги. Технология «Трудный возраст» представляет собой метод социально-педагогической и психологической поддержки детей подросткового возраста и их родителей.

 

1. Этапы реализации технологии

Технология рассчитана на 6-12 месяцев и включает в себя три этапа (см. таблицу 1).

Таблица 1. Этапы реализации технологии «Трудный возраст»

Название этапа

Содержание этапа

 

Организационный этап

Запрос на работу с подростком. Встреча с педагогами, психологами, классным руководителем (получение информации о подростке). Встреча с родителями, ознакомление с целями работы, получение их согласия на сопровождение. Встреча специалиста по работе с семьей с подростком или группой подростков. Формирование мотивации на совместную работу, презентация деятельности. Обработка полученной информации. Планирование деятельности специалистов Центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

Практический этап

Исследование личности подростка с использованием социально-педагогических, психологических методик. Анкетирование для детей и родителей (профессиональная ориентация, зависимые состояния). Проведение тренинговых занятий. Собеседование по итогам диагностик. Индивидуальная работа с родителями.

Аналитический этап

Анализ эффективности использования технологии (соотношение реализации технологии с поставленными целью и задачами). Выявление эффективных и результативных форм и методов работы в соответствии с количественными и качественными критериями. Опрос мнения родителей и детей о различных аспектах деятельности технологии, рекомендации родителям и детям для закрепления полученных навыков.

 

2. Направления деятельности

Социально-педагогическое.

Включает в себя:

- педагогическую диагностику интересов и способностей подростков;

- формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и др.);

- формирование правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности;

- организацию досуговых мероприятий, направленных на развитие интересов и творческих способностей подростков;

- развитие навыков общения и уверенного поведения.

Социально-психологическое.

Включает в себя:

- определение психоэмоционального состояния, изучение и анализ семейных взаимоотношений, изучение микроклимата семьи;

- психологическое просвещение членов семьи (консультирование, информирование, убеждение, разбор конкретных ситуаций, групповое обсуждение).

Информационно-просветительское включает в себя разработку, печать и распространение информационных буклетов.

 

3. Алгоритм деятельности

План работы в рамках технологии представлен в таблице 2.

Таблица 2. Тематический план

I блок. Личность подростка

Цель: развитие личностных качеств, способствующих преодолению проблем подросткового возраста.

«Семь Я человека»

Ответственные: специалист по работе с семьей, психолог

«Особенности подросткового возраста»

«Вербальное и невербальное общение»

«Конструктивное взаимодействие с окружающими»

«Каким меня видят другие?»

«Что такое дружба? Умение дружить»

«Наши чувства и эмоции»

«Групповое давление»

II блок. Профилактика социальных опасностей

Цель: информирование подростков о социальных опасностях; формирование собственной позиции и отношения к имеющимся проблемам.

«Здоровый образ жизни»

Ответственные: специалист по работе с семьей, психолог

«Скажи наркотикам НЕТ»

«Алкоголь и подросток»

«Опасность по имени СНЮС»

«Экстремистские проявления в современном обществе»

«Толерантность - дорога к миру»

«О мужественности и женственности»

«Отношения между полами»

III блок. Выбор жизненной стратегии

Цель: исследование профессиональных интересов и намерений подростков.

«Хочу-могу-надо»

Ответственные: специалист по работе с семьей, психолог

«Навыки самопрезентации»

«Профессиональная компетентность»

«Спрос и мода на профессии»

«Как правильно настроиться на собеседование»

«Учимся составлять резюме»

«Мотивы выбора профессии или билет в будущее»

«Проекция своего будущего»

 

Тематика занятий может меняться по запросу.

4. Ресурсы

4.1. Кадровые ресурсы

№ п/п

Должность

Единицы

Функции

1.

Заведующий отделением

1

Участвует в разработке информационно-методического обеспечения технологии.

2.

Специалист по работе с семьей

2

Участвует в подготовке и проведении занятий, консультаций и мероприятий в рамках технологии. Проводит организационную работу с подростками и родителями, привлекает (при необходимости) специалистов различных служб сопровождения.

3.

Психолог

3

Консультирует родителей и подростков по вопросам межличностных взаимоотношений.

 

4.2. Материально-технические ресурсы

Отделение и учреждение располагают необходимыми материально-техническими средствами для проведения мероприятий в рамках технологии «Трудный возраст». В наличии имеются: экран для просмотра слайдов, ватманы, листы формата А3, А4, фломастеры, маркеры, краски, видеопроектор для презентаций, флип-чарт, а также помещения для занятий (кабинет для индивидуальных и групповых консультаций).

4.3. Информационные ресурсы: СМИ, интернет, сайт учреждения www.center-aprel.ru, E-mail: semia-aprel@yandex.ru, Skype: Zamsem и Semzam1.

4.3. Методические ресурсы: информационные материалы, информационные стенды, информационно-просветительские буклеты.

 

5. Контроль и управление

Заместитель директора – контролируют работу по реализации мероприятий в рамках технологии.

Заведующий отделением социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, заведующий отделением социального сопровождения граждан – координируют работу специалистов, осуществляющих деятельность в рамках программы.

Методическая комиссия – проводит экспертизу разработанных методических материалов, дает рекомендации.

 

6. Результаты

6.1. Ожидаемые результаты

- Установление доверительного контакта с ребенком и его родителями на длительный период времени;

- Формирование адекватной самооценки подростка;

- Формирование четкой позиции в отношении алкогольной и наркотической зависимости, табакокурения;

- Повышение уровня школьной мотивации;

- Укрепление семейных связей и улучшение климата внутрисемейных отношений через развитие сотрудничества между родителями и детьми;

- Формирование представлений подростка о своей будущей профессии (профориентация);

- Формирование представлений подростка о своем социальном окружении;

- Приобретение семьей навыков самостоятельного разрешения проблем;

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

6.2. Полученные результаты.

Социальную значимость технологии «Трудный возраст» можно будет оценить после ее реализации за отчетный период.

6.3.Критерии оценки эффективности.

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Количественные

Качественные

1.       

Обозначить проблемы, возникающие в подростковый период и найти пути их решения

 

Максимальная заинтересованность, вовлеченность несовершеннолетних в мероприятия профилактической направленности

Охват мероприятиями не менее 70% целевой группы

 

Направленность воспитательного процесса

на формирование правильных жизненных ориентиров подрастающего поколения

2.       

Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в вопросах воспитания детей подросткового возраста

Повышение культуры взаимоотношений «родитель-ребенок», повышение воспитательного потенциала законных представителей.

Положительные результаты анкетирования (не менее 70%).

 

Положительный резонанс и отзыв о мероприятиях, проводимых в рамках технологии «Трудный возраст»

 

3.       

Повысить уровень школьной мотивации

Осознание значимости образования в жизни человека

Разработка 2-3 информационных буклетов для целевой группы.

Повышение уровня школьной успеваемости несовершеннолетних

4.       

Помочь подростку в выборе жизненной стратегии, профессии

Выявление профессиональных интересов и намерений подростков

 

Положительные результаты анкетирования (не менее 70%).

 

Профессиональное самоопределение несовершеннолетних

5.       

Сформировать критическое отношение к социальным опасностям (наркомания, алкоголизация, табакокурение и др.)

Повышение приоритета здорового образа жизни

Процентное соотношение участников мероприятий по плану и по факту.

Наличие сформированной негативной позиции по отношению к ПАВ

 

7. Список литературы

1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. - 288 c.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3. Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральск. Книжное изд-во, 1984. – 129 с.

4. Булгаков А. Наши неуправляемые подростки / Алексей Булгаков. - М.: Москва, 2008. - 432 c.

5. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.

6. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.

7. Комплексная помощь семьям с детьми // Журнал: Социальная работа, Пивоварова Н. № 3, 2005.

8. Профилактика наркомании и токсикомании у подростков / Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово: 1997. – 64 с.

9. Плотников П.В. О проблемных детях и их «трудных» воспитателях: Учеб. пособие для вузов.: - Донецк.: ДонНу, 2008. – 327 с.

10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.

11. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1985. – 223 с.

12. Серебряков А.Г., Кузнецов К.Г., Хохлов Н.А. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 8,9 класс. – Просвещение. – М., 2019. – 80 стр.


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»