Полезная информация для родителей

Полезная информация для родителей

Сущность понятия девиантное поведение и его типы. Ребенок и воровство примеры

РЕБЕНОК И ВОРОВСТВО
Случай 1:
"Игорь пришёл в нашу семью, будучи учеником 4 класса. Он - достаточно крупный мальчик, серьёзный, смышлёный. Из личного дела ребёнка и от специалистов детского дома я узнала о его асоциальной кровной семье. Сама читала поздравительную открытку от матери Игоря, в которой эта женщина много и подробно писала о кошке, живущей в её доме, о повадках животного и огромной любви к пушистой Мусе. Заканчивалась открытка словами: "Сынок, расти большим и здоровым." Моё сердце разрывалось от жалости к мальчику, которому родная мать предпочла кошку. Я вместе с мужем много говорила об Игоре, мы постарались сделать для него всё, что можно и вдруг… Воровство! Как оплеуха! Мальчик украл у учительницы деньги. Этот инцидент всеми правдами и неправдами "замяли", но воровство повторилось. Пришлось разговаривать с парнем, как со взрослым человеком, объясняя ему, что его мечта - поступить в радиотехническое училище - может так и остаться мечтой! После разговора о приводе в милицию мы с Игорем зашли в библиотеку, и я уговорила заведующую выдать понравившуюся книгу по радиоконструированию. Вот уже месяц мальчик не выпускает из рук радиодетали (предварительно оговорили возможность покупки этих дорогих деталей) и с помощью папы мастерит предлагаемые книгой поделки. Пытаемся найти для него какую-нибудь нетяжёлую работу, чтобы на заработанные самостоятельно деньги покупать необходимые детали.
Комментарии. Проблемы, с которыми сталкивается принимающая семья, всегда многослойны и взаимосвязаны. Родная мать пытается как-то контактировать со своим сыном, но явно не умеет этого. Она тоже хочет тепла и близости, но может получить их только от кошки. Кошка стала для нее символом семьи. И она пытается хотя бы через описание своей любви к ней, показать, что еще способна на эти чувства. Может быть она надеется, что кошка станет символом семьи и для сына. Хотя мать и не пытается восстановиться в родительских правах, она все - таки поддерживает с ним какие-то отношения. Ребенок из детского дома нередко живет тем, что идеализирует своих родителей. Ему важна фантазия, что у него есть родители, но им что-то мешает его забрать. Формальный срок пребывания в профессиональной семье заканчивается с его совершеннолетием. Поэтому необходимо поддерживать связь мальчика с мамой. Родителей не выбирают. Может быть, свои попытки любить она сможет перенести на своего сына.
Кражи ребенка не стоит рассматривать как "оплеуху", неблагодарность семье и т.д. Никакого отношения они к этому не имеют. Может быть, учительница произвела на ребенка неизгладимое впечатление, а, может, ему стали нужны деньги на приобретение радиодеталей, или они просто плохо лежали и спровоцировали Игоря на кражу. В своей прежней жизни он нередко с помощью воровства решал свои насущные потребности. Некоторые психологи считают, что ребенок, лишенный материнской любви, пытается компенсировать ее недостаток с помощью краж.
Это счастье, что у ребенка есть профессиональная цель, которая поддерживается принимающей семьей. Наличие цели действительно может стать той соломинкой, которая "вытащит" мальчика из краж и другого криминала. Его интерес необходимо всячески развивать. Желательно, чтобы ребенок, выполняя посильную работу, зарабатывал не только на радиодетали, но и на возмещение ущерба учительнице.

Случай 2. Семья Р.
"Прожив в нашей семье 2 месяца, Аня (11 лет) взяла у меня 1000 рублей и вместе с подружкой потратила эти деньги за 2 дня. Прошло 3 недели. Всё это время семья находилась в напряжении, поскольку для нас такая ситуация незнакома. Для всех нас был настоящий стресс, когда ребёнок сознался в краже! После признания я провела с Аней беседу об ответственности за подобный поступок в её возрасте (рассказала о тюрьме). Беседа не дала больших результатов, потому что в сентябре Аня снова берёт деньги из кошелька, из карманов верхней одежды, висящей в коридоре. Я решила купить для неё красивый кошелёк и дать, по совету педагог - психолога, небольшую сумму на карманные расходы. Каков же был удар для Ани, когда в школе у неё украли кошелёк! Девочка была в истерике! Возмущению её не было предела, Аню мучили во-просы: почему украли именно её кошелёк, как так могли поступить с ней? Когда все немного успокоились, я задала ей единственный вопрос: "А каково было мне, когда ты взяла у меня деньги?"
Вот уже год, как проблема воровства ушла из нашей семьи, и мы надеемся- надолго".
Комментарии. Воистину, не поступай с ближним так, как ты не хочешь, чтобы поступили с тобой. Аня пережила сильные чувства. Впервые у нее, детдомовского ребенка, оказалось что-то свое, собственное. До этого все было чужим. Его нужно было взять и использовать для себя. Можно его было обменять на хорошее отношение подружки. Аня оказалась в новой школе, ей хотелось подружиться с кем-нибудь, но по-скольку она не очень-то понимала, как это сделать, то решила дружбу прикупить. Первая тысяча хватила не надолго. "Пугание" тюрьмой было слишком наивным. Когда это еще будет. Да и некоторые знакомые Ани побывали там уже не раз. Понять, что пере-живает семья по поводу кражи, ей было недоступно. Девочка, как это и свойственно ребенку с депривационными расстройствами, задержалась в своем развитии на фазе, которую знаменитый детский психолог Пиаже назвал "эгоцентрической". У детей, воспитывающихся в нормальных условиях, эта фаза должна была завершиться уже где-то лет 5 назад. В период эгоцентризма ребенок не может сделать так называемый "коперниковский поворот", т.е., посмотреть на вещи с позиции другого, почувствовать чужую боль, осознать, что у другого тоже есть свои чувства. Жизнь в семье позволила сделать Ане скачок в своем развитии. Поэтому, после бурных переживаний по поводу кражи ее собственности, она смогла перенести свои переживания на другого человека, понять их и изменить свое поведение.

Случай 3. Семья Л.
"Настя живёт в нашей семье 4-ый год (девочка с пограничной у/о). Случаи воровства, обмана редки, но случаются. Сразу, не откладывая, выясняю причину, беседую. Я поняла, что с Настей надо разговаривать серьёзно, строго, чётко обозначая понятия "хорошо", "плохо" и чем может закончиться та или иная ситуация. Привожу примеры из жизни других людей, сравниваю её прежнюю жизнь, когда она бродяжничала, не училась, не ходила в детский сад и т.д. Сейчас девочка занимается в кружке "Индийский танец". Она мечтает съездить в Индию, станцевать с настоящей танцовщицей из Индии, сфотографироваться и привезти фотографию мне. Проблемы воровства и обмана пока не напоминают о себе. Настя очень нежная девочка и конфликтные ситуации с ней лучше всего разрешаются в доверительных беседах (один на один).
Комментарии. В этом рассказе очень важными являются усилия патронатной воспитательницы по формированию у девочки причинно - следственных связей. В каждой ситуации есть причина, которая ведет к определенному следствию. Очень часто причиной правонарушений, преступлений и других нарушений поведения является именно непонимание последствий проступка. Дети и подростки плохо умеют прогнозировать то, что может получиться из их действий. Поэтому взрослому нужно обсуждать с ребенком эти возможные последствия. В семье у девочки открылись новые жизненные перспективы, новые условия для развития. Не смотря на значительное интеллектуальное отставание от сверстников (ее диагноз - пограничная умственная отсталость) она смогла хорошо адаптироваться в семье, достичь высоких результатов в интересующей ее деятельности.
Случай 4. Семья В.
В нашей семье была проблема воровства. Вначале, когда моим двойняшкам было ещё по 4 года, такие случаи меня очень расстраивали, обижали. Я сердилась, наказывала девочек. Сейчас они подросли - им по 7 лет. Наши беседы проходят "на равных". Я задаю такие вопросы: "Д., ты меня любишь? Ты мне доверяешь? Почему это произошло? Я тебя очень люблю, стараюсь сделать всё необходимое. Давай договоримся, что ты просишь, и мы решаем купить или пока нет!" Я не скрываю от девочек свои чувства, они видят, что мне обидно и больно, что я могу расплакаться от огорчения. После таких доверительных бесед всегда слёзы раскаяния, прощение и уже больше не вспоминаем об этом.
Теперь воровство свелось к тому, чтобы взять тайком конфетку из вазочки, а в основном девочки стали обо всём спрашивать, и мы вместе находим выход из всех трудных ситуаций.
Комментарии. Как мы уже говорили выше, ребенок достаточно длительное время не понимает, что чувствует Другой человек.    В нашей культуре, к сожалению, не принято говорить о своих чувствах. Проступок может повлечь за собой наказание, но ребенок при этом убежден, что взрослый злится на него, плохо к нему относится. О том, что у взрослого могут быть разные чувства ребенок зачастую и не догадывается. Трудно сказать, как ребенок понимает и проявления чувств взрослого. Последний может испытывать обиду, боль, пытаться продемонстрировать их детям. Но поскольку ребенок их плохо распознает, самого проявления чувств бывает недостаточно. Взрослому необходимо объяснить ребенку, какие чувства он испытывает, что эти чувства обозначают, попытаться обратиться к опыту ребенка, к ситуации, когда он мог переживать подобные чувства. Очень важно научить ребенка понимать свои чувства и говорить о них. Для начала можно составить "словарик чувств", записать их название, что они обозначают, нарисовать или подобрать картинку, которая отражала бы выражения лиц, соответствующих этим чувствам. Для сирот это работа очень важна, т.к. обычно они плохо понимают мимику другого человека и воспринимают ее как враждебную по отношению к ним. Необходимо научиться обсуждать с детьми те чувства, которые испытывают сами дети и другие люди. В противном случае ребенок будет постоянно ощущать себя живущим во враждебном мире. Подобные переживания не позволяют ему устанавливать отношения доверия, способствуют возникновению агрессивных реакций как защиты от враждебного мира, которые могут проявляться в воровстве и обмане. И еще один момент. Мы уже говорили, что иногда приемные родители называют воровством и расценивают в качестве воровства случаи, когда ребенок что-то берет без спроса. У любого ребенка желания еще плохо контролируемы, поэтому постоянно спрашивать разрешение взять конфетку из вазы ему достаточно сложно. Если это становится проблемой, то лучше эту вазочку спрятать в недоступном для детей месте.


Файл:  Загрузить

Возврат к списку