Доступная среда

Доступная среда

15/19-Пр-121 от 08 октября 2021 года О назначении ответственных сотрудников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов


Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(Депсоцразвития Югры)
бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР

СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
(БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»)

ПРИКАЗ

« 08 » октября 2021 года                                                 № 15/19-Пр- 121

г.п. Барсово

О назначении ответственных сотрудников

за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года № 527 н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и соблюдения требований доступности для инвалидов и предоставляемых услуг

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.    Утвердить Положение по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» (Приложение 1).

2.    Утвердить Порядок взаимодействия сотрудников БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» при предоставлении услуг инвалиду, а также оказания ему ситуационной помощи (Приложение 2).

3.    Утвердить Список примерных тем для инструктирования сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов услуг и объектов (Приложение 3).

4.     Утвердить Программу обучения (инструктирования) сотрудников БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (Приложение 4).

5.     Утвердить форму Журнала учёта проведения инструктажа персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг (далее - Журнал учета проведения инструктажа) (Приложение 5).

6.     Утвердить форму Списка сотрудников, оказывающих маломобильным группам населения ситуационную помощь на объекте (Приложение 6).

7.     Утвердить План проведения инструктажа сотрудников учреждения по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности и услуг (Приложение 7).

8.     Определить местом доступа инвалидов в здание вход в учреждение (3 дом 2 подъезд).

9.     Обеспечить доступ инвалидов в здания Учреждения в соответствии с режимом работы.

10. Возложить обязанности по организации работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, по инструктажу персонала и контролю за соблюдением сотрудниками требований доступности для инвалидов в организации на заместителей директора, в части их касающейся.

11. Заведующих отделениями психологической помощи гражданам (в том числе служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь», сектор дневного пребывания несовершеннолетних (2 группы по 10 мест)) (О.В. Казакова, С.В. Челышева, А.Р. Киреева) назначить ответственными за организацию работы по обеспечению доступности объекта (закрепленных помещений) и услуг для инвалидов.

12. Возложить обязанности по проведению инструктажа (при устройстве на работу, далее 1 раз в полугодие) с последующим внесением сведений в Журнал учета проведения инструктажа на следующих лиц:

12.1.       заместителя директора (Н.Ф. Иванова), за проведение инструктажа директора, заместителей директора, сотрудников административно-хозяйственной части, отделения информационно­аналитической работы, стационарного отделения, отделения психологической помощи гражданам, отделения социального сопровождения, отделения кризисно помощи гражданам, отделения социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи;

12.2.         заведующего отделением (С.В. Челышева), за проведение инструктажа сотрудников отделения психологической помощи гражданам в г. Лянтор;

12.3.         заведующего отделением (А.Р. Киреева), за проведение инструктажа сотрудников отделения психологической помощи гражданам в г.п. Федоровский;

13.    Специалисту по кадрам (Я.С. Храмова), обеспечить направление на первичный инструктаж вновь принятых сотрудников.

14.     Заведующему информационно-аналитической работы (Г.Ф. Нутфуллина), обеспечить отражение на официальном сайте учреждения информации по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг с дублированием информации в формате, доступном для инвалидов по зрению.

15.                          Признать утратившими силу приказы учреждения:

от 23.12.2016 № 282 «Об организации работы по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг учреждения»,

от 12.05.2015 № 135 «Об организации работы по оказанию ситуационной помощи».

16.    Документоведу (М.А. Биймурзаева), ознакомить исполнителей с настоящим приказом по подпись.

17.     Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей директора Н.Ф. Иванову, С.Г. Печенюк.

Надпись: ДиректорЕ.Л. Черкашина




Приложение 1 к приказу БУ «Сургутский районный цент социальной помощи семье и от«Р2> 2021 № 15/19-Пр<0 /

Положение по обеспечению условий доступности для инвалидов
и других маломобильных граждан объектов
и предоставляемых услуг,
а также оказания им при этом необходимой помощи

в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и
детям»

1.    Цели и задачи положения по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Положение).

1.1.       Настоящее Положение определяет ключевые принципы и требования, направленные на защиту прав инвалидов при посещении ими зданий и помещений в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» (далее - Учреждение) и при получении услуг, на предотвращение дискриминации по признаку инвалидности и соблюдение норм законодательства в сфере труда, занятости и социальной защиты инвалидов сотрудниками Учреждения (далее - Сотрудники).

1.2.       Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее - Федеральный закон), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года № 527 н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее - Порядок), иными нормативными правовыми актами.

1.3.       Цель Положения - обеспечение всем гражданам - получателям социальных услуг в Учреждении, в том числе инвалидам и иным маломобильным гражданам, равные возможности для реализации своих прав и свобод, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг, предоставляемых Учреждением без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности при пользовании социальными услугами Учреждения.

Задачи Положения:

а)      обеспечение разработки и реализации комплекса мер по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи Сотрудниками Учреждения;

б)     закрепление и разъяснение Сотрудникам и контрагентам Учреждения основных требований доступности объектов и услуг, установленных законодательством Российской Федерации, включая ответственность и санкции, которые могут применяться к Учреждению и Сотрудникам в связи с несоблюдением указанных требований или уклонением от их исполнения;

в)      формирование у Сотрудников и контрагентов единообразного понимания Положения Учреждения о необходимости обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых социальных услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи;

г)      закрепление обязанностей Сотрудников знать и соблюдать принципы и требования настоящего Положения, ключевые нормы законодательства, а также меры и конкретные действия по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;

д)     формирование толерантного сознания Сотрудников, независимо от занимаемой должности, по отношению к инвалидности и инвалидам.

1.4.       Меры по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых социальных услуг, принимаемые в Учреждения, включают:

а)      определение подразделений или должностных лиц Учреждения, ответственных за обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых социальных услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи;

б)     обучение и инструктирование Сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учётом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;

в)      создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;

г)      создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;

д)     обеспечение проектирования, строительства и приёмки с 01 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию в результате строительства, капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов Учреждения, в которых осуществляется предоставление услуг, установленных статьей 15 Федерального закона, а также норм и правил, предусмотренных пунктом 43 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985;

е)    заключение дополнительных соглашений с арендодателем по включению в проекты договоров аренды объекта (зданий и помещений, занимаемых Учреждением) положений о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта;

ж)    отражение на официальном сайте Учреждения информации по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов Учреждения и предоставляемых социальных услуг с дублированием информации в формате, доступном для инвалидов по зрению.

2.                           Используемые в Положении понятия и определения.

2.1.    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона);

2.2.    Инвалидность - это эволюционирующее понятие; инвалидность является результатом взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами (физическими, информационными), которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (Конвенция о правах инвалидов, Преамбула).

2.3.    Дискриминация по признаку инвалидности - любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 5 Федерального закона).

2.4.    Объект (социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры) - жилое, общественное и производственное здание, строение и сооружение, включая то, в котором расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.

3.    Основные принципы деятельности Учреждения, направленной на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи.

3.1.         Деятельность Учреждения, направленная на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи в Учреждения осуществляется на основе следующих основных принципов:

а)     уважение достоинства человека, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

б)                           недискриминация;

в)                           полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

г)    уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

д)                           равенство возможностей;

е)                            доступность;

ж)                         равенство мужчин и женщин;

з)    уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

4.    Область применения Положения и круг лиц, попадающих под её действие.

4.1.         Все Сотрудники Учреждения должны руководствоваться настоящим Положением и соблюдать её принципы и требования.

4.2.         Принципы и требования настоящего Положения распространяются на контрагентов и Сотрудников Учреждения, а также на иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из Федерального закона.

5.    Управление деятельностью Учреждения, направленной на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи.

Эффективное управление деятельностью Учреждения, направленной на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия директора Учреждения, заместителей директора, руководителей структурных подразделений и Сотрудников Учреждения.

5.1.         Директор Учреждения определяет ключевые направления, утверждает Положение, рассматривает и утверждает необходимые изменения и дополнения, организует общий контроль за его реализацией, а также оценкой результатов реализации Положения в Учреждения.

5.2.         Заместитель директора Учреждения отвечает за практическое применение всех мер, направленных на обеспечение принципов и требований Положения, осуществляет контроль за реализацией Положения в Учреждения.

5.3.        Руководители структурных подразделений отвечают за применение всех мер, направленных на обеспечение принципов и требований Положения, а также осуществляют контроль за его реализацией в структурных подразделениях.

5.4.        Сотрудники Учреждения осуществляют меры по реализации Положения в соответствии с должностными инструкциями.

5.5.        Основные положения Учреждения доводятся до сведения всех Сотрудников Учреждения и используются при инструктаже и обучении персонала по вопросам Учреждения доступности объектов и услуг, а также оказания при этом помощи инвалидам.

6.    Условия доступности объектов Учреждения в соответствии с установленными требованиями.

6.1.    Возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

6.2.    Возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, при необходимости, с помощью Сотрудников Учреждения, предоставляющих услуги, с использованием ими вспомогательных технологий, в том числе сменного кресла-коляски.

6.3.    Возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объект, при необходимости, с помощью Сотрудников Учреждения, в том числе с использованием кресла-коляски.

6.4.    Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта.

6.5.    Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта.

6.6.    Надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учётом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

6.7.    Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по установленным форме и порядку (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 №      386н «Об утверждении формы документа,

подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи»).

7.    Условия доступности услуг Учреждения в соответствии с установленными требованиями.

7.1.        Оказание Сотрудниками Учреждения инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления социальных услуг, об оформлении необходимых для получения социальных услуг документов, о совершении других необходимых для получения социальных услуг действий.

7.2.        Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, социальных услуг с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика.

7.3.        Оказание Сотрудниками Учреждения, предоставляющими социальные услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

7.4.        Наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

8.   При предоставлении социальных услуг в Учреждении инвалидам обеспечивается:

-     оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;

-                            содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;

-     предоставление бесплатно в доступной форме с учетом стойких расстройств функций организма инвалидов информации об их правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях доступности их предоставления;

-     включение условий доступности предоставляемых социальных услуг, необходимых инвалиду с учетом ограничений жизнедеятельности, в индивидуальную программу предоставления социальных услуг, разрабатываемую по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2014 г., регистрационный N 35441);

-     сопровождение получателя социальной услуги при передвижении по территории Учреждения, а также при пользовании социальными услугами.

9.    Ответственность сотрудников за несоблюдение требований Положения.

9.1.        Директор Учреждения, его заместитель, и Сотрудники Учреждения независимо от занимаемой должности, несут ответственность за соблюдение принципов и требований Положения, а также за действия

(бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.

9.2.         К мерам ответственности за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам Учреждения относятся меры дисциплинарной и административной ответственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Порядок взаимодействия сотрудников при предоставлении услуг
инвалиду, а также оказания при этом необходимой помощи

Должность

Действия сотрудников организации при предоставлении услуг инвалиду

Охранник, сотрудник учреждения - лицо, которое первым встречает инвалида в организации

1.   Увидев инвалида (человека с бело-красной тростью и темных очках, на кресле-коляске, на костылях/тростью, с отсутствием верхних или нижних конечностей и другими внешними признаками инвалида) или человека, плохо ориентирующего на территории организации, подходит и узнает о цели посещения и необходимости помощи при передвижении по территории организации.

2.   Отводит в сторону от основного потока посетителей; интересуется, не требуется ли ему помощь.

3.   Инвалиду на костылях при необходимости предоставляет кресло (стул).

4.   Вызывает ответственного за оказание ситуационной помощи, нажав кнопку вызова персонала либо по телефону.

5.   При необходимости, оказывает содействие ответственному за оказание ситуационной помощи при движении по территории объекта до входа в здание.

Ответственный за оказание ситуационной помощи

1.    Оказывает помощь инвалиду при входе в здание: встречает на улице (на входе в здание); открывает входные двери; отделяет от потока посетителей.

2.    Выясняет в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения учреждения.

3.    Оказывает, при необходимости, инвалиду помощь при одевании/раздевании.

4.    Проводит инструктаж по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания помощи с учетом категории инвалида.

5.    Осуществляет сопровождение инвалида до места оказания социальной услуги.

6.    Сопровождает до входной двери туалетной комнаты (при необходимости).

7.    По окончании оказания услуги сопровождает инвалида до гардероба.

8.                  Оказывает помощь при выходе из учреждения.

9.    Уведомляет родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья инвалида (при необходимости).

10.                       Оказывает первую помощь при угрожающих жизни состояниях (при необходимости).

Дополнительно:





 

 

11.                     Инвалиду, передвигающемуся на кресле-коляске, и инвалиду с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- предоставляет сменную кресло-коляску при входе в здание, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску;

- оказывает, при необходимости, помощь при посещении туалетной комнаты до входной двери, открывает и закрывает дверь;

- оказывает помощь при составлении письменных обращений, оформлении необходимой документации и оплате разнообразных услуг.

12.             Инвалиду с нарушениями зрения:

-   при сопровождении инвалида до места оказания услуги: указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения; знакомит со всеми надписями в организации;

-   предоставляет информацию инвалиду с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);

-   оказывает помощь при составлении письменных обращений, оформлении необходимой документации и оплате разнообразных услуг;

-   при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, объясняет, где находятся приборы и кнопка вызова помощи.

-   обеспечивает доступ, при необходимости, к месту ожидания собаки-проводника.

13.             Инвалиду с нарушениями слуха:

- вызывает для оказания помощи инвалиду сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, для общения и сопровождения инвалида по территории и зданию. При отсутствии сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, общение осуществляется при помощи переписки на бумажном носителе;

- оказывает помощь при составлении письменных обращений, оформлении необходимой документации и оплате разнообразных услуг.

14.             Инвалиду с нарушениями умственного развития:

-    при сопровождении инвалида до места оказания услуги указывает ориентиры и препятствия на пути движения;

-    оказывает помощь при составлении письменных обращений, оформлении необходимой документации и оплате разнообразных услуг

Сотрудник, оказывающий социальные услуги (сотрудник, посещение которого является целью инвалида)

1. Оказывает инвалиду помощь, необходимую для получения в доступной для него форме информации о правилах предоставления услуги (услуг), в том числе об оформлении необходимых для получения услуги (услуг) документов, о совершении ими других необходимых для этого действий.

2. Информирует инвалида в доступной форме (с учетом стойких расстройств функций организма) о его правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и условиях



 

 

 

доступности их предоставления.

3.   Оказывает социальные услуги инвалиду в различных формах (в случае необходимости и возможности), в том числе с доставкой услуги на дом, к месту пребывания инвалида, в дистанционном формате.

4.   Оказывает необходимую помощь инвалиду при предоставлении услуги, при перемещении в пределах места оказания социальной услуги, подразделения (кабинета), в том числе в одевании/раздевании, пользовании имеющимся в подразделении (кабинете) оборудованием и вспомогательными устройствами.

5.   Осуществляет при оказании социальной услуги, при необходимости, вызов (и допуск) сопровождающих лиц и помощников

Водитель автомобиля

1.   Оказывает помощь инвалиду при посадке в транспортное средство и высадке из него перед входом в объект, с использованием необходимых вспомогательных устройств, в том числе с использованием кресла-коляски.

2.   Закрепляет кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения от передвижения и опрокидывания при движении.

3.   Закрепляет инвалида для удержания на месте при движении транспортного средства.

4.   Осуществляет, при необходимости, вызов основного и вспомогательного персонала организации социального обслуживания для оказания помощи инвалиду при посадке в транспортное средство и высадке из него перед входом в объект и сопровождения его по прилегающей территории и по объекту





Список примерных тем для инструктирования сотрудников
БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов
услуг и объектов

Ситуация

Форма инструк тажа

Задача инструктажа

Тема

Первичный инструктаж

При приеме на работу

Индивид уальный

Информирование о порядке работы, об ответственных лицах, о задачах по оказанию помощи инвалидам; ознакомление с содержанием должностных обязанностей сотрудников по обеспечению доступности для инвалидов объектов (помещений) и услуг в организации

Порядок взаимодействия сотрудников организации при предоставлении услуг инвалиду. Содержание должностных обязанностей сотрудников. Правила и порядок эвакуации граждан на объекте организации, в том числе маломобильных, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях. Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушения функций слуха, зрения, умственного развития

Повторный инструктаж

По истечении 6 месяцев после первичного инструктажа

Коллект ивный

Закрепление навыков обеспечения доступности, оказания ситуационной помощи инвалидам

Тематика первичного инструктажа. Техника сопровождения инвалидов различных категорий

Внеплановый инструктаж

При введении новых обязанностей

Индивид уальный

Информирование о порядке работы, содержании новых должностных обязанностей сотрудников по обеспечению доступности для инвалидов объектов (помещений) и услуг в организации

Порядок взаимодействия сотрудников организации при предоставлении услуг инвалиду.

Содержание должностных обязанностей сотрудников

При нарушении/неи сполнении сотрудниками обязанностей по оказанию помощи

Коллект ивный

Повторение этических норм и принципов эффективной коммуникации с инвалидами; обсуждение нарушений требований доступности организации и оказываемых услуг, оказания

Порядок взаимодействия сотрудников организации при предоставлении услуг инвалиду.

Правила эффективной коммуникации и взаимодействия с различными





инвалидам

 

помощи инвалидам; выработка мер по недопущению подобных случаев нарушений обязанностей

категориями инвалидов

При приобретении нового оборудования

Индивид уальный

Ознакомление с порядком эксплуатации технических средств обеспечения доступности, включая требования безопасности

Технические средства обеспечения доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности

При введении новых услуг, новых форм обслуживания, новых объектов

Коллект ивный

Информирование о перечне предоставляемых инвалидам услуг в организации; формах и порядке их предоставления

Порядок взаимодействия

сотрудников организации социального обслуживания при предоставлении услуг инвалиду

При принятии новых документов

Коллект ивный

Информирование о требованиях законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг

Требования законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг





Программа обучения (инструктирования)
сотрудников БУ «Сургутский районный центр социальной помощи
семье и детям» по вопросам обеспечения доступности
для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются,
оказания при этом необходимой помощи

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа обучения сотрудников предназначена для обучения (инструктирования) на рабочем месте сотрудников БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям». Программа раскрывает современные требования обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, в том числе к оказанию помощи инвалидам.

Цель обучения: повышение уровня профессиональных знаний и формирование практических навыков при оказании услуг гражданам с инвалидностью различных нозологических форм в организации, осуществляющих непосредственное обслуживание граждан данной категории.

По окончании обучения (инструктирования) слушатели должны знать:

основные категории инвалидов;

основные требования российского законодательства в области защиты прав инвалидов;

общие принципы предоставления услуг инвалидам в организации;

перечень предоставляемых инвалидам услуг в организации; формы и порядок предоставления услуг (в организации, на дому, дистанционно).

права и обязанности инвалидов при получении услуги в организации;

оптимальные формы взаимодействия с инвалидами с учетом нозологических особенностей;

особенности культуры поведения, этика коммуникативного взаимодействия с инвалидами;

технические средства, используемые инвалидами, особенности их обслуживания;

алгоритм действий при оказании услуг инвалидам;

приемы оказания необходимой помощи инвалидам различных категорий при получении услуги в организации;




правила и порядок эвакуации граждан в экстренных случаях;

ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов, уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Слушатели должны уметь:

правильно применять российское законодательство при обслуживании инвалидов, понимать связанные с этим правовые аспекты;

распознавать различные виды инвалидности с целью определения потребностей в помощи;

оказывать практическую помощь гражданам с инвалидностью исходя из их потребностей;

пользоваться оборудованием для оказания ситуационной помощи инвалидам;

применять на практике знания и навыки, полученные в ходе обучения;

правильно действовать в сложных, экстренных ситуациях применительно к своим служебным обязанностям.

Программа обучения сотрудников учреждения по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи рассчитана на 10 часов.

Форма обучения: очная.

2.      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.      Учебно-тематический план

Категория слушателей: работники (наименование организации).

Срок обучения: 10 часов.

Форма обучения: очная.

Наименование тем

Всего (час.)

Из них:

теория

практика

1.

Нормативно-правовые и социальные аспекты оказания услуг инвалидам

1

1

-

2.

Понимание потребностей инвалидов в помощи

2

1

1

3.

Порядок предоставления инвалидам услуг

2

2

1

4.

 

Правила и порядок эвакуации граждан, в том числе инвалидов, на объекте организации в экстренных

2

1

1

 

 

случаях и чрезвычайных ситуациях

 

 

 

 

5.

Тренинг         по         сопровождению

инвалидов, оказанию им помощи при предоставлении услуг

2

-

2

 

5.

Тестовый контроль

1

-

1

 

Итого:

10

5

6


 

2.2.    Содержание разделов, тем.

Тема 1. Нормативно-правовые и социальные аспекты оказания услуг инвалидам.

Краткое содержание темы:

Требования законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг. Конвенция о правах инвалидов. Требования российского законодательства. Нормативные документы, закрепляющие общие положения о правах инвалидов. Нормативные документы, устанавливающие требования доступности зданий и сооружений и услуг. Нормативные документы, устанавливающие требования доступности к отображению информации. Нормативные документы, устанавливающие требования к техническим средствам реабилитации. Нормативные документы, устанавливающие требования безопасности. Организация работы по обеспечению доступности услуг для инвалидов.

Тема 2. Понимание потребностей инвалидов в помощи

Краткое содержание темы:

Основные виды стойких нарушений функций, понятие о барьерах окружающей среды и способах их преодоления. Термин «инвалид». Инвалидность различных нозологических форм. Формы инвалидности. Характеристика типичных нарушений инвалидов различных нозологических групп.

Структурно-функциональные зоны и элементы объекта. Территория, прилегающая к зданию (участок). Вход (входы) в здание. Путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации). Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта). Санитарно-гигиенические помещения.

Барьеры. Характеристика барьеров окружающей среды. Физические барьеры. Информационные барьеры. Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с разными формами инвалидности.

Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг. Пути адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг. Архитектурно­планировочные решения. Технические средства оснащения. Информационное обеспечение. Организационные мероприятия.

Тема 3. Порядок предоставления инвалидам услуг.

Краткое содержание темы:

Перечень предоставляемых инвалидам услуг в организации; формы и порядок предоставления услуг (в организации, на дому, дистанционно). Порядок взаимодействия сотрудников организации при предоставлении услуг инвалиду, в том числе при оказании ситуационной помощи.

Правила общения с инвалидами, передвигающимися на креслах- колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Правила общения с инвалидами с нарушениями зрения. Правила общения с инвалидами с нарушением слуха. Правила общения с инвалидами с нарушениями умственного развития. Правила общения с инвалидами с нарушениями умственного развития. Правила общения с людьми, испытывающими затруднения в речи.

Специальное (вспомогательное) оборудование и средства обеспечения доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности; ответственные за использование оборудования, их задачи.

Сопровождение людей, передвигающихся на инвалидных креслах. Сопровождение человека, передвигающегося на инвалидном кресле, по ровной поверхности. Сопровождение при подъеме или спуске по пандусу. Преодоление узких мест и проходов, в том числе дверных проемов. Вход в помещение.

Сопровождение инвалидов с нарушениями зрения. Преодоление узких мест и проходов, в том числе дверных проемов. Вход в помещение. Выход из помещения. Преодоление препятствий и перепадов высоты. Поворот. Подъем или спуск по лестнице. Усаживание незрячего человека на стул или в кресло. Передача документов незрячему человеку. Чтение документов.

Способы подписания инвалидами документов, в том числе заявлений.

Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушения слуха, зрения, умственного развития. Информирование при личном обращении (в организацию социального обслуживания, с использованием дистанционных способов: телефона, электронной почты и пр.).

Практическая работа: (на выбор): ролевая игра; психологический тренинг по взаимодействию с инвалидами при предоставлении им услуг, оказании помощи; подготовка памятки по правилам общения с отдельными категориями инвалидов.

Тема 4. Правила и порядок эвакуации граждан, в том числе инвалидов, на объекте организации в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях.

Нормативные документы, устанавливающие требования безопасности. Зоны безопасности. Эвакуация нетранспортабельных граждан. Эвакуационный стул.

Основные правила эвакуации граждан в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях. Действия персонала организации при возникновении пожара. Действия руководителя объекта (лица его замещающего). Действия дежурного персонала (в ночное время).

Практическая работа: тренинг по эвакуации граждан на объекте организации, в том числе инвалидов, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях.

Тема 5. Тренинг по сопровождению инвалидов, оказанию им помощи при предоставлении услуг.

Краткое содержание темы:

Тренинг по сопровождению инвалида с нарушениями различных функций (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и пр.). Предоставление услуги инвалиду. Сопровождение инвалида по территории и помещениям организации.

3.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1.    Материально-технические условия.

При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийный проектор, компьютер с доступом в Интернет, учебная доска, флипчарт. На практических занятиях используются технические средства обеспечения доступности, акустические, тактильные средства информации, имеющиеся в организации.

При проведении практических занятий не допускаются упрощения. Практические занятия строятся по основному методу: показ приема (действия) - пояснение приема (действия) - повторение приема (действия) под контролем опытного преподавателя (инструктора).

Учебные группы комплектуются составом не более 20 человек.

На практических занятиях преподаватель (инструктор) обязан принимать меры предосторожности, не допускать нарушения слушателями техники безопасности и требований документов по охране труда.

3.2.         Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Нормативные правовые акты:

1.    Конвенция о правах инвалидов.

2.    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3.    Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

4.          Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

5.    Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

6.    Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Основная литература:

1.          Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

2.          Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Часть 1. Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в учреждениях социального обслуживания населения / Авт.-сост. : Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. - СПб. : АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир», 2016. - 60 с.

3.          Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-

Петербург: АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир», 2015.-60 с.

4.          Методические рекомендации «Обеспечение доступности услуг в сфере воздушных перевозок для пассажиров с инвалидностью» // Отраслевой ресурсный учебно-методический центр доступной среды для инвалидов на транспорте ИМТК ФГБО УВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», Москва, 2018. - 27 с.

5.          Организация обучения (инструктирование) сотрудников организаций социального обслуживания по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / авт.-сост. : И. А. Медведева, Г. Г. Фахретдинова, Е. В. Мельник, С. И. Филатов. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. -92 с.

Интернет-ресурсы:

1.     http://www.iKgva-life.ru/ - Портал для людей с инвалидностью и тех, кто живет рядом с ними.

2.     https://www.perspektiva-iKgva.ru/ - Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

3.                            http ://www,ivalidost.com/    - Официальный сайт медико­

социальной экспертизы.

4.     http ://www.mchs. gov.ru - Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Промежуточная проверка степени усвоения курса обучаемыми осуществляется различными методами и способами:

систематический опрос 2-3 слушателей по каждому разделу учебной программы;

тестирование на этапе изучения теоретических материалов;

проверка практических навыков на рабочем месте;

подготовка рефератов по предложенным темам в качестве допуска к экзамену;

экзамен в виде тестирования.

Итоговая оценка знаний слушателей производится в виде экзамена по следующей цифровой пятибалльной системе:

«5» - ставится в том случае, если слушатель безупречно ответил на все вопросы, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач в соответствии с требованиями нормативных документов;

«4» - ставится при условии, если слушатель правильно ответил на большинство вопросов, допущенные незначительные ошибки исправил самостоятельно, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач в соответствии с требованиями нормативных документов;

«3» - ставится в том случае, если слушатель неправильно ответил на один из вопросов или на два вопроса дал неполные ответы, но после дополнительных вопросов проверяющего своими ответами внес ясность по поставленным вопросам или исправил допущенные ошибки без практического вмешательства проверяющего, показал достаточные знания предмета, но допускал неточности в терминологии и выполнении элементов практической работы;

«2» - ставится в том случае, если слушатель на вопросы ответил неправильно, показал только начальные знания предмета, допустил грубые ошибки и после дополнительных вопросов их не исправил, свои знания не мог применить при решении практических задач.



Приложение 5 к приказу БУ «Сургутский районный центрсоциальной помощи семье и дотям» от «pg »<Z^2021 № 15/19-Пр^Т/

Журнала учёта
проведения инструктажа персонала по вопросам,
связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг


Дата инструктажа

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Должность инструктируемого

Вид инструктажа (первичный, повторный, внеплановый

Причина внепланового инструктажа

Фамилия, инициалы, должность инструктирующег 0

И

одпись

Инструктору ющего

Инструктируемого

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Начат «»20___ г.

Окончен «»20____ г.

Завершающая страница:

В журнале пронумеровано, прошито и скреплено печатью        листов (цифрой и прописью) Руководитель организации ______ (Ф.И.О.) «        »          20 г.

Приложение 6 к приказу БУ «Сургутский районный центп-социарьной помощи семье и детям>> от «R? »^/Z?2021 № 15/19-Пр

Список сотрудников БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»,
оказывающих маломобильным группам населения ситуационную помощь на объекте


№ п/п

Наименование организации социального обслуживания

Наименование объекта организации, адрес

Должность, ФИО специалиста, оказывающего ситуационную помощь

 

 

 

 



 

Приложение 7 к приказу БУ «Сургутский районный

центр социальной помощи семье и дет
OT«Ug »^С>2021 № 15/19-Пр

План проведения инструктажа сотрудников учреждения по вопросам,
связанным с организацией и обеспечением доступности


Структурное подразделение

Сроки проведения инструктажей

1.

Административно-хозяйственная часть

январь

 

июль

 

2.

Отделения психологической помощи гражданам (в том числе служба профилактики                            семейного

неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь», сектор дневного пребывания несовершеннолетних (2 группы по 10 мест)) (г.п. Барсово)

3.

Стационарное отделение

 

февраль

 

август

 

4.

Организационно-методическое отделение

 

март

сентябрь

 

5.

Отделение социального сопровождения граждан, сектор первичного приема оказания срочных услуг, сектор сопровождения социальных контрактов (в том числе содействие гражданам в признании нуждающимися в социальном обслуживании                                 и                                 социальном

сопровождении)

 

апрель

 

октябрь

 

6.

Отделение социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи

7.

Отделения психологической помощи гражданам (в том числе служба профилактики                                             семейного

неблагополучия, служба «Экстренная

 

май

 

ноябрь

 



 


 

детская помощь», сектор дневного пребывания несовершеннолетних (2 группы по 10 мест)) (г.п. Федоровский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Кризисное       отделение                         помощи

гражданам       (сектор                         временного

пребывания                                несовершеннолетних

беременных (10 койко-мест));

9.

Отделения психологической помощи гражданам (в том числе служба профилактики                                                семейного

неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь», сектор дневного пребывания несовершеннолетних (2 группы по 10 мест)) (г.Лянтор)

 

июнь

 

декабрь


 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку