Методическая копилка

Методическая копилка

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетним. Алгоритм

Алгоритм действия специалиста в случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. Выявление. Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- информация от представителей общественных объединений;
- результаты медицинского осмотра;
- результаты экспертиз;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
2. Организация интервью с ребенком, пострадавшим в результате жестокого обращения.
Подготовка: перед началом интервью необходимо собрать как можно больше информации о ситуации, ребенке и семье. Определите, кто из членов междисциплинарной команды будет проводить интервью. Подготовьте помещение. Определитесь с формой проведения интервью.
Налаживание контакта: представьтесь, помогите ребенку преодолеть страх и стеснение. Например, предложите ему рассмотреть поближе игрушки или поговорите о его любимых предметах в школе.
Объяснение цели и процедуры опроса: поговорите с ребенком о цели вашей встречи, в том числе о необходимости говорить правду, в соответствии с уровнем развития ребенка. Например, с маленькими детьми необходимо выяснить, как они понимают разницу между правдой и ложью, используя понятия «хорошо» и «плохо». Предоставьте возможность ребенку в определенной мере контролировать интервью: просить перерыв, переспрашивать и т.п.
Воссоздание обстоятельств происшествия: задайте вопросы, касающиеся обстоятельств жестокого обращения и отношения ребенка к произошедшему. Начать необходимо со свободного повествования, а когда ребенок закончит свой рассказ, нужно задать вопросы для сбора недостающей информации.
Завершение: ответьте на все вопросы, возникшие у ребенка. Объясните ему, какими будут Ваши следующие шаги. Не давайте обещаний, которые не сможете сдержать. Поблагодарите ребенка за участие вне зависимости от результатов интервью.
Общие правила организации интервью с ребенком:
Соответствие возрасту и уровню развития ребенка: необходим индивидуальный подход к выбору форм и методов сбора информации. Помимо полуструктурированного интервью, можно использовать игры и творчество;
Безопасность: опрос ребенка должен проходить в отсутствие предполагаемого виновника. Законные представители ребенка могут обладать различными юридическими и моральными правами присутствовать во время интервью. Необходимо, чтобы присутствовал взрослый, не принимавший участия в жестоком обращении. Также этот человек должен занять позицию наименьшего вмешательства в процесс опроса (место в помещении, вербальное и невербальное поведение);
Комфорт и конфиденциальность: опрос несовершеннолетнего должен проходить в учреждении, где для этого созданы необходимые условия: отдельное помещение, мягкий свет, доброжелательная ребенку обстановка, возможность конфиденциальной беседы без посторонних. Необходимо сообщить ребенку, что полученная информация будет передана только тем специалистам, которые ему помогают. Также важно сообщить ребенку, что этой информацией вы обязаны поделиться и не можете держать ее в секрете.
Специальное вербальное и невербальное поведение: ваши слова, поза, движение и мимика должны показывать уважение и принятие ребенка. Слушайте его рассказ спокойно, с интересом и доверием его словам. Говорите понятно и не давите на ребенка.
Документация: всю полученную информацию от ребенка, а также наблюдения за его поведением в ходе интервью следует фиксировать в письменном виде. Для этого необходимо разработать стандартный протокол интервью.
Рекомендации по проведению интервью:
•    используйте открытые вопросы, избегайте вопросов, на которые можно дать односложный ответ;
•    если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых травматических моментах;
•    дайте ребенку эмоционально отреагировать произошедшее
•    используйте простые слова, избегайте специальных терминов, грамматически сложных вопросов;
•    избегайте вопросов «почему?»
•    вместо местоимений используйте имена собственные и названия мест
•    свяжите вопросы относительно времени с конкретными событиями и занятиями ребенка;
•    при опросе по поводу сексуального насилия определите вместе с ребенком, как он называет различные части тела. В дальнейшем в своих вопросах используйте его обозначения.
3. Проведение психологической диагностики с несовершеннолетним. Интревью с ребенком и результаты психологической диагностики помогут оценить степень риска.
4. Сообщение о выявленном случае:
- о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, информируют органы опеки и попечительства;
- о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, информируют органы внутренних дел.
Технология работы при выявлении
случая жестокого обращения с ребенком
1.    Первичный сигнал о возможном жестоком обращении.
2.    Открытие случая.
3.    Оценка уровня риска ребенка в семье.
4.    Составление и обеспечение плана безопасности.
5.    Составление плана реабилитации.
6.    Реабилитационные мероприятия.
7.    Закрытие случая.


Файл:  Загрузить

Возврат к списку