Методическая копилка

Методическая копилка

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетним. Консультирование острого горя

Стадии процесса горевания:

Стоит ли заглядывать в неясное будущее, если сегодня испытываешь мгновения счастья? Ведь завтра смерть уровняет нас с теми, кто покинул этот мир семь тысяч лет назад.

Омар Хайям.

Любая утрата — это потеря чего-то ценного… Она всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, с которыми человеку очень сложно справиться. Поэтому консультанту, сопровождающему процесс горевания и утраты, в том числе, смерти, необходимо быть готовыми к этому.

Отрицание и изоляция. Человек отгораживается от самого себя «Нет! Только не я! Такого просто не может быть!»

Гнев. Когда человек уже не может отрицать очевидное, его начинает переполнять ярость, зависть и негодование «Почему именно я?», “Почему именно со мной?”.

Торговля. Человек пытается договориться с окружающей действительностью: «Я сделаю так, и все станет хорошо, все станет, как раньше».

Депрессия.  У человека истощаются ресурсы, не хватает сил на переживания.

Смирение. Человек признает и принимает случившееся и ищет способы жить дальше с новой идентичностью. Один из признаков завершения горя – благодарность ситуации, осознание того, что эта ситуация дала человеку.





Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»

Отделение психолого-педагогической помощи

Консультирование лиц, переживающих острое горе

Консультирование лиц, переживающих острое горе

Консультирование лиц, переживающих острое горе

Стадии горя (Кэрол У. Перриш -Харра):

Принятие утраты разумом (я понимаю, что со мной происходит, я понимаю, что случилось). 

Принятие утраты чувствами (характеризуется снижением интенсивности чувств). 

Принятие новой идентичности (да, со мной это случилось, я такая). Идентичность может пройти по извращенному сценарию, напр., инвалид может обвинить всех в своих бедах и стать зависимым. Также могут возникнуть проблемы с принятием новой идентичности горюющего окружающими).


Признаки горя:

При горе жизнь и мир раскалываются на две части «до» и «после». Если клиент произносит такую формулировку – то это точно горе.

Горе также характеризуется ощущением пустоты. Часто это воспринимается намного тяжелее, чем боль, потому что боль – это хоть что-то, а пустота – ничего. 

Еще один признак горя – это оплакивание утраты (задача консультанта прояснить, что оплакивает клиент).

Техники работы с утратой, горем:

Прояснение.

Отражение чувств клиента.

Присоединение чувств (предельная искренность).

Работа с ситуацией.

Перефраз.

Легализация факта утраты – называние вещей своими именами (умер, погиб, исчез и пр.).

Вопросы в сопровождении горевания, которых ждут клиенты

- Что случилось?

- От чего умер?

- Где вы были в момент смерти?

- Где вы сейчас? (восстанавливает ценность клиента) .

Что нужно говорить:

- признание факта смерти,

- выражение сочувствия и соболезнования,

- твои чувства во мне откликаются, я тоже терял…

- как ты сейчас себя чувствуешь?

- чем я могу тебе помочь?

Действия тех, кто рядом:

- быть рядом, - поддержать, - выслушать,

- уложить, - укрыть, - покормить,

- дать воды и пр.

Т.е. делать все, чтобы человек не был одиноким в самый острый момент горя!


Файл:  Загрузить

Возврат к списку