Методическая копилка
Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетним. Консультирование острого горя
Стадии процесса горевания:
Стоит ли заглядывать в неясное будущее, если сегодня испытываешь мгновения счастья? Ведь завтра смерть уровняет нас с теми, кто покинул этот мир семь тысяч лет назад.
Омар Хайям.
Любая утрата — это потеря чего-то ценного… Она всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, с которыми человеку очень сложно справиться. Поэтому консультанту, сопровождающему процесс горевания и утраты, в том числе, смерти, необходимо быть готовыми к этому.
Отрицание и изоляция. Человек отгораживается от самого себя «Нет! Только не я! Такого просто не может быть!»
Гнев. Когда человек уже не может отрицать очевидное, его начинает переполнять ярость, зависть и негодование «Почему именно я?», “Почему именно со мной?”.
Торговля. Человек пытается договориться с окружающей действительностью: «Я сделаю так, и все станет хорошо, все станет, как раньше».
Депрессия. У человека истощаются ресурсы, не хватает сил на переживания.
Смирение. Человек признает и принимает случившееся и ищет способы жить дальше с новой идентичностью. Один из признаков завершения горя – благодарность ситуации, осознание того, что эта ситуация дала человеку.
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»
Отделение психолого-педагогической помощи
Консультирование лиц, переживающих острое горе
Консультирование лиц, переживающих острое горе
Консультирование лиц, переживающих острое горе
Стадии горя (Кэрол У. Перриш -Харра):
Принятие утраты разумом (я понимаю, что со мной происходит, я понимаю, что случилось).
Принятие утраты чувствами (характеризуется снижением интенсивности чувств).
Принятие новой идентичности (да, со мной это случилось, я такая). Идентичность может пройти по извращенному сценарию, напр., инвалид может обвинить всех в своих бедах и стать зависимым. Также могут возникнуть проблемы с принятием новой идентичности горюющего окружающими).
Признаки горя:
При горе жизнь и мир раскалываются на две части «до» и «после». Если клиент произносит такую формулировку – то это точно горе.
Горе также характеризуется ощущением пустоты. Часто это воспринимается намного тяжелее, чем боль, потому что боль – это хоть что-то, а пустота – ничего.
Еще один признак горя – это оплакивание утраты (задача консультанта прояснить, что оплакивает клиент).
Техники работы с утратой, горем:
Прояснение.
Отражение чувств клиента.
Присоединение чувств (предельная искренность).
Работа с ситуацией.
Перефраз.
Легализация факта утраты – называние вещей своими именами (умер, погиб, исчез и пр.).
Вопросы в сопровождении горевания, которых ждут клиенты
- Что случилось?
- От чего умер?
- Где вы были в момент смерти?
- Где вы сейчас? (восстанавливает ценность клиента) .
Что нужно говорить:
- признание факта смерти,
- выражение сочувствия и соболезнования,
- твои чувства во мне откликаются, я тоже терял…
- как ты сейчас себя чувствуешь?
- чем я могу тебе помочь?
Действия тех, кто рядом:
- быть рядом, - поддержать, - выслушать,
- уложить, - укрыть, - покормить,
- дать воды и пр.
Т.е. делать все, чтобы человек не был одиноким в самый острый момент горя!
Файл: Загрузить