Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
Визитная карта
Документы:
Социально – педагогическая технология «Трудный возраст»
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
УТВЕРЖДЕНО
Решением методической комиссии бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
протокол № 4
от «25» декабря 20 19 г.
Председатель методической комиссии ________ Н.Ф. Иванова
от «__» _____ 20___ г.
«Трудный возраст»
социально-педагогическая технология
Автор:
Жукова Юлия Валерьевна,
специалист по работе с семьей отделения социального сопровождения граждан
г.п. Барсово, Сургутский район
2019 год
I. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность
Младший школьный возраст (7-10 лет) получил устойчивое название «правильный». Это блаженный для взрослых этап, когда дети еще хотят и уже могут слушаться. Важнейшая задача «правильного» возраста – усвоение норм, правил, ритуалов, общепринятых представлений. Время для критики и осмысления наступит потом, сейчас главное – накопить, научиться выполнять. Большинство младших школьников с удовольствием копируют образы поведения и выполняют предложенные им задания.
К 12-15 годам все меняется. У ребенка появляется всепобеждающее стремление к индивидуализации, отрицанию типического социального опыта. Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают взрослые. Непокорность - своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой – воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Но к полной личностной независимости и самостоятельности он еще не готов. Он часто знает, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые, но как жить по-другому не знает. Его душит сильный эмоциональный протест, и на фоне мощных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров. В этом возрасте человеку важно иметь возможность самостоятельно идти по жизненной дороге, но у этой дороги должны быть четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры.
Старший подростковый период – важнейший этап социального и нравственного становления человека. Его еще называют «трудным возрастом» или «переломным периодом».
Трудный возраст подростку нужно помочь пережить с наименьшими потерями для него самого и его близких людей. Поэтому деятельность специалистов по работе с семьей, психологов и педагогов в данном направлении весьма актуальна и направлена на преодоление трудностей, связанных с подростковым, «трудным» возрастом.
Основные принципы технологии «Трудный возраст»:
- принцип гуманизма в воспитании;
- принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий;
- принцип научности (знание закономерностей развития мышления);
- принцип законности;
- принцип активизации нравственно-волевых качеств подростков;
- принцип эффективности социального взаимодействия;
- принцип реальности.
- принцип дифференцированного подхода. Принцип знания возрастных и индивидуальных особенностей подростков является одним из основных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных.
2. Целевая группа: подростки в возрасте от 11 до 17 лет, родители.
3. Цель: развитие личностных качеств подростка, необходимых для его успешной социализации.
4. Задачи:
1. Обозначить проблемы, возникающие в подростковый период и найти пути их решения.
2. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в вопросах воспитания детей подросткового возраста.
3. Повысить уровень школьной мотивации.
4. Помочь подростку в выборе жизненной стратегии, профессии.
5. Показать важность и необходимость общения детей с родителями.
6. Сформировать критическое отношение к социальным опасностям (наркомания, алкоголизация, табакокурение и др.).
5. Формы работы:
- групповые и индивидуальные формы работы;
- патронаж;
- клубная деятельность;
- дистанционные формы работы (skype, телефонное консультирование, социальные сети);
- конкурсы, выставки.
6. Методы работы:
Организационные |
Планирование деятельности, информирование, работа с документами, подготовка информационной продукции: рекомендации, буклеты, памятки |
Практические |
Семейное и индивидуальное консультирование, беседа, игровые методы, дискуссия, метод убеждения и объяснения, методы арттерапии и сказкотерапии |
Исследовательские |
Наблюдение, социально-педагогическая диагностика, тестирование, анкетирование |
Аналитические |
Анализ результатов деятельности, обобщение, публикации |
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребенка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством измененного самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.
Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворен настоящим и при этом устремлен в будущее. Но так происходит не всегда.
Подросток хочет знакомиться, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать свое мнение. Как можно быстрей он стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей. В этот период у подростка отсутствуют какие-либо профессиональные и идеологические модели своего будущего, и он мало озабочен проблемой выбора.
В 12-15 лет у ребенка вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его тревожат и заботят замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика. На формирование самооценки в этот период времени влияют чувство принадлежности к определенной социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность – это всегда защищенность. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Приспособление и беспринципность заставляют подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Приспосабливаясь, подросток может делать даже то, что является вредным или противозаконным.
В подростковом возрасте ребенок пересматривает свою шкалу ценностей, принимает только те из них, которые помогают войти ему в новый этап жизни. В идеале со временем он социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.
Формирование личности подростка – длительный процесс, в деле ее становления должны участвовать и родители, и педагоги. Технология «Трудный возраст» представляет собой метод социально-педагогической и психологической поддержки детей подросткового возраста и их родителей.
1. Этапы реализации технологии
Технология рассчитана на 6-12 месяцев и включает в себя три этапа (см. таблицу 1).
Таблица 1. Этапы реализации технологии «Трудный возраст»
Название этапа |
Содержание этапа
|
Организационный этап |
Запрос на работу с подростком. Встреча с педагогами, психологами, классным руководителем (получение информации о подростке). Встреча с родителями, ознакомление с целями работы, получение их согласия на сопровождение. Встреча специалиста по работе с семьей с подростком или группой подростков. Формирование мотивации на совместную работу, презентация деятельности. Обработка полученной информации. Планирование деятельности специалистов Центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач. |
Практический этап |
Исследование личности подростка с использованием социально-педагогических, психологических методик. Анкетирование для детей и родителей (профессиональная ориентация, зависимые состояния). Проведение тренинговых занятий. Собеседование по итогам диагностик. Индивидуальная работа с родителями. |
Аналитический этап |
Анализ эффективности использования технологии (соотношение реализации технологии с поставленными целью и задачами). Выявление эффективных и результативных форм и методов работы в соответствии с количественными и качественными критериями. Опрос мнения родителей и детей о различных аспектах деятельности технологии, рекомендации родителям и детям для закрепления полученных навыков. |
2. Направления деятельности
Социально-педагогическое.
Включает в себя:
- педагогическую диагностику интересов и способностей подростков;
- формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и др.);
- формирование правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности;
- организацию досуговых мероприятий, направленных на развитие интересов и творческих способностей подростков;
- развитие навыков общения и уверенного поведения.
Социально-психологическое.
Включает в себя:
- определение психоэмоционального состояния, изучение и анализ семейных взаимоотношений, изучение микроклимата семьи;
- психологическое просвещение членов семьи (консультирование, информирование, убеждение, разбор конкретных ситуаций, групповое обсуждение).
Информационно-просветительское включает в себя разработку, печать и распространение информационных буклетов.
3. Алгоритм деятельности
План работы в рамках технологии представлен в таблице 2.
Таблица 2. Тематический план
I блок. Личность подростка Цель: развитие личностных качеств, способствующих преодолению проблем подросткового возраста. |
|
«Семь Я человека» |
Ответственные: специалист по работе с семьей, психолог |
«Особенности подросткового возраста» |
|
«Вербальное и невербальное общение» |
|
«Конструктивное взаимодействие с окружающими» |
|
«Каким меня видят другие?» |
|
«Что такое дружба? Умение дружить» |
|
«Наши чувства и эмоции» |
|
«Групповое давление» |
|
II блок. Профилактика социальных опасностей Цель: информирование подростков о социальных опасностях; формирование собственной позиции и отношения к имеющимся проблемам. |
|
«Здоровый образ жизни» |
Ответственные: специалист по работе с семьей, психолог |
«Скажи наркотикам НЕТ» |
|
«Алкоголь и подросток» |
|
«Опасность по имени СНЮС» |
|
«Экстремистские проявления в современном обществе» |
|
«Толерантность - дорога к миру» |
|
«О мужественности и женственности» |
|
«Отношения между полами» |
|
III блок. Выбор жизненной стратегии Цель: исследование профессиональных интересов и намерений подростков. |
|
«Хочу-могу-надо» |
Ответственные: специалист по работе с семьей, психолог |
«Навыки самопрезентации» |
|
«Профессиональная компетентность» |
|
«Спрос и мода на профессии» |
|
«Как правильно настроиться на собеседование» |
|
«Учимся составлять резюме» |
|
«Мотивы выбора профессии или билет в будущее» |
|
«Проекция своего будущего» |
Тематика занятий может меняться по запросу.
4. Ресурсы
4.1. Кадровые ресурсы
№ п/п |
Должность |
Единицы |
Функции |
1. |
Заведующий отделением |
1 |
Участвует в разработке информационно-методического обеспечения технологии. |
2. |
Специалист по работе с семьей |
2 |
Участвует в подготовке и проведении занятий, консультаций и мероприятий в рамках технологии. Проводит организационную работу с подростками и родителями, привлекает (при необходимости) специалистов различных служб сопровождения. |
3. |
Психолог |
3 |
Консультирует родителей и подростков по вопросам межличностных взаимоотношений. |
4.2. Материально-технические ресурсы
Отделение и учреждение располагают необходимыми материально-техническими средствами для проведения мероприятий в рамках технологии «Трудный возраст». В наличии имеются: экран для просмотра слайдов, ватманы, листы формата А3, А4, фломастеры, маркеры, краски, видеопроектор для презентаций, флип-чарт, а также помещения для занятий (кабинет для индивидуальных и групповых консультаций).
4.3. Информационные ресурсы: СМИ, интернет, сайт учреждения www.center-aprel.ru, E-mail: semia-aprel@yandex.ru, Skype: Zamsem и Semzam1.
4.3. Методические ресурсы: информационные материалы, информационные стенды, информационно-просветительские буклеты.
5. Контроль и управление
Заместитель директора – контролируют работу по реализации мероприятий в рамках технологии.
Заведующий отделением социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, заведующий отделением социального сопровождения граждан – координируют работу специалистов, осуществляющих деятельность в рамках программы.
Методическая комиссия – проводит экспертизу разработанных методических материалов, дает рекомендации.
6. Результаты
6.1. Ожидаемые результаты
- Установление доверительного контакта с ребенком и его родителями на длительный период времени;
- Формирование адекватной самооценки подростка;
- Формирование четкой позиции в отношении алкогольной и наркотической зависимости, табакокурения;
- Повышение уровня школьной мотивации;
- Укрепление семейных связей и улучшение климата внутрисемейных отношений через развитие сотрудничества между родителями и детьми;
- Формирование представлений подростка о своей будущей профессии (профориентация);
- Формирование представлений подростка о своем социальном окружении;
- Приобретение семьей навыков самостоятельного разрешения проблем;
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
6.2. Полученные результаты.
Социальную значимость технологии «Трудный возраст» можно будет оценить после ее реализации за отчетный период.
6.3.Критерии оценки эффективности.
№ п/п |
Задача |
Ожидаемый результат |
Критерии оценки |
|
Количественные |
Качественные |
|||
1. |
Обозначить проблемы, возникающие в подростковый период и найти пути их решения
|
Максимальная заинтересованность, вовлеченность несовершеннолетних в мероприятия профилактической направленности |
Охват мероприятиями не менее 70% целевой группы
|
Направленность воспитательного процесса на формирование правильных жизненных ориентиров подрастающего поколения |
2. |
Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в вопросах воспитания детей подросткового возраста |
Повышение культуры взаимоотношений «родитель-ребенок», повышение воспитательного потенциала законных представителей. |
Положительные результаты анкетирования (не менее 70%).
|
Положительный резонанс и отзыв о мероприятиях, проводимых в рамках технологии «Трудный возраст»
|
3. |
Повысить уровень школьной мотивации |
Осознание значимости образования в жизни человека |
Разработка 2-3 информационных буклетов для целевой группы. |
Повышение уровня школьной успеваемости несовершеннолетних |
4. |
Помочь подростку в выборе жизненной стратегии, профессии |
Выявление профессиональных интересов и намерений подростков
|
Положительные результаты анкетирования (не менее 70%).
|
Профессиональное самоопределение несовершеннолетних |
5. |
Сформировать критическое отношение к социальным опасностям (наркомания, алкоголизация, табакокурение и др.) |
Повышение приоритета здорового образа жизни |
Процентное соотношение участников мероприятий по плану и по факту. |
Наличие сформированной негативной позиции по отношению к ПАВ |
7. Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. - 288 c.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
3. Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральск. Книжное изд-во, 1984. – 129 с.
4. Булгаков А. Наши неуправляемые подростки / Алексей Булгаков. - М.: Москва, 2008. - 432 c.
5. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.
6. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
7. Комплексная помощь семьям с детьми // Журнал: Социальная работа, Пивоварова Н. № 3, 2005.
8. Профилактика наркомании и токсикомании у подростков / Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово: 1997. – 64 с.
9. Плотников П.В. О проблемных детях и их «трудных» воспитателях: Учеб. пособие для вузов.: - Донецк.: ДонНу, 2008. – 327 с.
10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.
11. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1985. – 223 с.
12. Серебряков А.Г., Кузнецов К.Г., Хохлов Н.А. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 8,9 класс. – Просвещение. – М., 2019. – 80 стр.
Файл: Загрузить